Я уже рассказывала о хоумскулерах в России, Австралии и Канаде. А сегодня очередь Англии. О том, как живут наши соотечественники без школы в этой стране, рассказывает Любовь Никулина.
— Люба, расскажите про свою семью. Как долго вы живёте в Англии?
— В нашей семье пять человек. Старшим детям Элине и Владу 9 и 7 лет соответственно. Еще у нас есть малышка Эмми. Почти два года назад мы переехали из Москвы в Лондон. Это было связано с работой мужа, который работает программистом в крупной международной компании. А я с удовольствием занимаюсь нашим домом и детьми.
— Как вы пришли к мысли о хоумскулинге?
— Старшие дети в школу не ходили совсем. Элина первый год училась на заочной форме в государственной московской школе. Потом мы перевели ее в экстерн-офис Алексея Битнера, где она закончила 2 и 3 классы. После последней аттестации мы решили уйти в «свободное плавание» и попробовать анскулинг (анскулингом называется форма обучения, не предполагающая взаимодействия со школой и аттестаций. В России не одобряется государством). Тем более с Владом это уже случилось. Мы его к школе не прикрепляли и за 1 класс не аттестовали.
Интересно, что те причины, по которым мы изначально выбрали семейное обучение, совершенно не актуальны для нас сегодняшних. Тогда, представляя хоумскулинг, мы подсчитывали, сколько классов за год можно окончить, при этом посещая секции, музыкальную школу, драмкружок, кружок по фото и далее по списку. Так мы и начинали, переполненные родительскими амбициями и сверхъестественными ожиданиями.
За три года многое изменилось в нашем хоумскулинге. Я почти научилась не бежать. Этому, кстати, очень поспособствовал переезд в Европу. Я перестала измерять успех количеством пройденных за год классов. Я не ставлю оценок и стараюсь не сравнивать детей с другими. Правда, иногда все же срываюсь. В общем, мое расшколивание продолжается. Не так быстро, как хотелось бы, но все же.
— Как вы строите учебный процесс?
— Сейчас большую часть времени дети занимаются «внепрограммными» вещами. Но тут еще и сезонность играет роль. Осенью были и задачки, и диктанты, и прописи. Но сейчас каждый занимается своими делами. Элина околотворческими — иллюстрацией, дизайном, леттерингом, архитектурой. Влад программирует и любит шахматы. Элина в этом году захотела добавить себе французский и флейту, мы поддержали.
В обучении мы активно используем интернет-ресурсы: образовательные порталы, онлайн курсы. По иностранным языкам и шахматам у ребят скайп-репетиторы.
Я много думаю в последнее время про самообразование. Как сделать так, чтобы это случилось с моими детьми. Как не перепутать самообразование с дисциплиной и послушанием. Чтоб вот действительно сами — с интересом, личной мотивацией, и вообще осознанным пониманием происходящего. Вот что сейчас представляется мне важным. Дать возможность ребенку познавать себя путем многочисленных проб и ошибок. А потом, опираясь на это знание про себя, выбирать свою образовательную траекторию, свой жизненный путь, найти себя. Школа или жесткий график аттестаций не оставляют возможности искать, ошибаться, снова искать, двигаться своим путем в своем темпе. Поэтому мы выбрали семейное обучение. Поэтому мы выбрали анскулинг.
— Как в Англии обстоят дела с хоумскулингом? Много ли семей обучают детей вне школ?
— В плане образования Англия — наша страна. Местный закон об образовании оставляет за родителями возможность брать ответственность на себя. Анскулить легально, никаких тестов и минимум проверок.
— Какие у вас планы относительно образования?
— Планируем ли мы отдавать детей в школу? Нет. Учить дома до института? Нет. А институт то вообще планируем? Нет. Потому что планировать — это привязать себя к плану, ограничить. Поэтому мы планируем не планировать в этом месте. И действовать по обстоятельствам.
На данном этапе мне очень нравится то, что с нами происходит. Свобода от школы, свобода от программы, рамок и условностей. Свобода учиться, познавать, жить!