Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Семейное образование за границей. Америка
2 июля 2018 4 736 просмотров

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Я уже рассказывала о том, как живут наши соотечественники-хоумскулеры за границей: в Англии и Канаде, в Австралии и Китае. Теперь очередь за Америкой. Сегодня о своём опыте жизни без школы расскажет Сандра Козинцева из США.

— Сандра, расскажите про свой путь к хоумскулингу, пожалуйста. Что вас мотивировало? Есть ли в вашей семье опыт обучения в традиционных школах?

— Наши трое детей родились в Штатах, но русский язык для старших был первым языком, и дома мы говорим по-русски. Среди эмигрантских семей распространено мнение, что если вы хотите, чтобы ваши дети читали по-русски, то их нужно этому научить до того, как они пойдут в школу и научатся читать по-английски.

Школа здесь начинается с 5 лет, а для того, чтобы ребенок к пяти годам уверенно читал по-русски, стартовать приходится где-то в три с половиной года. Со старшей дочерью мы приступили к обучению, когда ей было 3 года 9 месяцев. По чуть-чуть, 10-15 минут в день, но занимались. За три месяца разобрались с совсем простыми короткими словами в букваре, а дальше ей было еще сложно. Поэтому я взяла пособие для обучения чтению на английском языке, и мы начали заниматься по нему: за те же три месяца выполнили задания в первых комплектах тоненьких книжек. А потом опять стало слишком сложно, и мы вернулись обратно к русскому. И так, двигаясь туда-сюда, за год ребенок полностью освоил букварь на обоих языках и перешел к книгам. В итоге к тому времени, когда нужно было идти в школу, дочка читала на уровне второго класса, а не киндергардена (аналог воскресной школы, нулевого класса), куда бы она должна была пойти по возрасту. С математикой получилось примерно так же — начали заниматься по тетрадкам Петерсон, дочке нравилось, она это называла «играть в математику», к началу школы по местной программе она тоже была на два года впереди.

— Насколько семейное и альтернативное образование распространены в Америке?

Идти в настоящую школу большого смысла не было. У нас в городе есть виртуальная школа — дети ходят на настоящие занятия раз в неделю на два с половиной часа, а остальное время занимаются дома. Школа дает все материалы — учебники, рабочие тетради, методички для родителей, онлайн материалы, даже компьютер с принтером присылают. Вот в такую школу дочка и пошла. В самом начале ее там протестировали и сразу записали по математике и английскому во второй класс, а остальные предметы у нее были по возрасту, и группа, с которой она занималась в школе, тоже была ее возраста.

— Насколько семейное и альтернативное образование распространены в Америке?

— Домашнее образование здесь достаточно распространено: все про него знают, хотя и без подробностей. Относятся всегда положительно. В словах некоторых родителей чувствуется сожаление, что они по разным причинам не могут себе это позволить. Со стороны детей отношение тоже или нейтральное, или «О, как бы я тоже хотел учиться дома!»

— Какие есть варианты прохождения аттестаций для хоумскулеров в Америке?

— Аттестации… Это ОЧЕНЬ сильно зависит от места жительства, потому что законы в каждом штате свои. Там, где мы живем, в штате Иллинойс, закон максимально мягкий — домашняя школа приравнена к частной, так что никаких аттестаций сдавать не нужно. Регистрироваться тоже нигде не нужно, просто учишь ребенка дома и все. В конце, если ребенок хочет поступать в университет, то ему придется сдавать те же самые экзамены, что и остальным школьникам, вроде российского ЕГЭ. Плюс написать подробно, какие предметы он изучал последние 4 года и по каким учебникам. Это и будет его аттестат. Некоторые университеты запрашивают результаты экзаменов, которые подтвердят, что ребенок действительно знает материал. Все они в любом случае сдаются в старших классах, специальных тестирований проходить не нужно.

— О чем мечтают дети? И какое будущее вы сами для них видите?

Мы побоялись идти этим путем, в основном из-за того, что дети были явно впереди программы, и если бы они остались учиться дома, а потом по какой-то причине им нужно бы было пойти в школу, то никаких документов, позволяющих им перескочить несколько классов по отдельным предметам, у них бы не было. Поэтому дети пошли в виртуальную школу, чартерную. Это что-то между государственной и частной. Обучение для нас бесплатное, но школа регулируется немного меньше, чем обычная. При этом дети должны, начиная с третьего класса, каждую весну сдавать те же тесты, что и все остальные ученики государственных школ. Сдается математика, чтение, письмо. Результаты, насколько я знаю, ни на что не влияют, т.е. если ребенок сдал плохо, оставить его на второй год не могут.

— О чем мечтают дети? И какое будущее вы сами для них видите?

— Старшим детям сейчас 14 и 15 лет, они заканчивают 9 и 10 классы. Они уже не учатся дома: средний ребенок пошел в школу в 7 класс, старший в ту же школу в 9. Это «магнитная» школа — туда нужно сдавать вступительные экзамены, там довольно большой конкурс среди поступающих, около 10 человек на место.

Старшая смотрит в сторону биологии и/или химии, то есть ее интересуют биохимия, биофизика, генетика — какая-то естественная наука и приложение математики к ней. Плюс она хочет продолжать заниматься музыкой. Многие университеты это разрешают, так что, скорее всего, наука будет ее главной специальностью, а музыка — дополнительной.
Средний ребенок пока не определился с тем, чего он хочет, но что-то в направлении инженерии и/или программирования.

— Сандра, как вы думаете, какие горизонты открывает для семьи и детей хоумскулинг?

— В нашем случае он дал возможность детям двигаться в том темпе, который был нужен ИМ, а не учебному заведению. В результате, к тому времени, когда они пошли в школу, дети были года на три впереди программы по математике. Младший, наверное, будет впереди не только по математике, но и по «науке», что даст ему возможность выбрать больше интересных предметов в старшей школе.

Второй момент — длина уроков. С дочкой таких проблем не было, а оба сына в детском саду и первом-втором классах не могли заниматься долго, им нужны были перерывы каждые 15 минут. Дома это было легко сделать — позанимался, отжался десять раз, позанимался дальше, сделал стойку на руках на полторы минуты (средний сын в это время занимался гимнастикой, так что умел и любил это делать), поехали дальше решать задачки. Как бы это выглядело в школе, я не знаю.

— Сандра, как вы думаете, какие горизонты открывает для семьи и детей хоумскулинг?
Третий плюс — это отсутствие страха озвучивать свою точку зрения и аргументировать ее. Часто школа отбивает у детей охоту думать и говорить то, что думаешь. Поскольку у моих детей школы долго не было, то сейчас они чувствуют себя совершенно комфортно, когда им надо задать какой-то вопрос в классе, потому что они что-то не поняли. Обычно оказывается, что не поняли не только они, но остальные спросить побоялись. Ну, и если это история или еще что-то похожее, то они совершенно не боятся не согласиться с учителем и объяснить, почему они считают, что то-то и то-то работает не так, как считает учитель, а совсем иначе. В старших классах учителя относятся к такому положительно, им главное, чтобы ребенок мог объяснить, ПОЧЕМУ он так считает, а переубеждать их там никто не пытается.

Похожие статьи