Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Кому пора подумать о семейном образовании?
22 августа 2018 11 694 просмотра

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Каждый родитель, кто хоть раз задумывался о семейном образовании, наверняка задавал себе вопрос: «А подойдет ли это моей семье? А справится ли мой ребенок?»

Я часто говорю о том, что хоумскулинг — всегда задача, которая не имеет правильных решений. В каждой семье она решается по-своему, чаще удачно, реже — не очень. Поэтому очень сложно ответить заранее на вопрос, справитесь ли вы с внезапно обрушившейся свободой или в итоге выберете проторенную дорожку и вернетесь в школу.

В определенном смысле семейное образование — это одни сплошные каникулы. Не потому что можно ничего не делать, а потому что ребенок, а поначалу и родители (в особенности если жизнь без школы случилась с вами в начальных классах) вырабатывают собственный распорядок и ритм жизни. Уроки, перемены и звонки становятся неким атавизмом, вокруг них больше не крутится жизнь. Чтобы с умом воспользоваться свободным обучением, нужно правильно понимать все плюсы, которые оно может дать. Для этого я составила своеобразный топ тех, кому хоумскулинг точно подойдет.

1. Дети, которые отстают от программы. Моя мама, которая работает в муниципальной школе третий десяток лет, убеждена в том, что по-настоящему необучаемых детей очень мало. Скажу по секрету: я ни разу не видела, чтобы она ставила двойки, если ученик приложил к заданию хоть минимальные знания. Так вот двоечников у нее нет, ведь двоечники по сути — это те дети, к чьей голове учителя (и родители!) не подобрали нужный ключ. Хоумскулинг, предполагающий индивидуальный подход, при должном старании поможет тот самый ключ найти и — в качестве бонуса — повысить успеваемость.

2. Вундеркинды. Казалось бы, категория, противоположная предыдущей, но на самом деле смысл тот же. Ключ не найден, а попытки к этому даже не прилагались. Да и зачем — ребёнок учится, оценки хорошие домой приносит, что ещё нужно то? А самому ребёнку тем временем смертельно скучно в школе: он и по математике давно дроби освоил вместо”положенного” сложения в столбик, и вместо примитивного окружающего мира давно готов ставить опыты по химии и эксперименты по физике. Семейное образование не загоняет в рамки, позволяя учиться в приятном темпе, при необходимости обгоняя программу или чуть-чуть от неё отставая (мудрый родитель знает: в этом нет ничего страшного, на велосипеде тоже можно научиться кататься в три года, а можно — в десять).

3. Дети, имеющие проблемы со здоровьем. Здоровье — это главное. Это аксиома. И школа здоровья не прибавляет. Это, к сожалению, тоже аксиома. Когда мой ребенок учился во втором классе, до школы надо было ехать час. В итоге два часа каждый день мы проводили в дороге. Плюс уроки, которые учили по вечерам. Гулять толком не успевали. В итоге сын очень быстро превратился из здорового и веселого мальчишки в человека, который постоянно хочет спать и которому ничего толком не интересно. Это было одним из решающих факторов в пользу того, чтобы забрать документы из школы. И это учитывая, что мой сын может похвастаться очень сильным здоровьем. Что уж говорить о тех, кого природа им не наделила! У хоумскулеров же нагрузка по определению меньше. Не тратится много времени на дорогу. Не нужно носить тяжелый рюкзак (а он тяжелый, я проверяла!). Не нужно вставать в 6:45 после того, как накануне допоздна учили уроки. И если выбор стоит между сохранением и без того слабого здоровья ребенка и школьной социализацией, то он становится очевидным.

4. Детям без мотивации. В школе большинству детей скучно. Я писала об этом не раз. Редкий ребенок понимает, что ему делать со всеми этими разрозненными знаниями и фактами, которые он приносит (если еще приносит!) из школы. А для многих школа вообще становится одним ритуальным хождением туда-обратно с рюкзаком за плечами. Нет, мотивации, конечно, может и не появиться и после перехода на семейное образование, но в этом случае хотя бы у родителей будет больше возможностей ту самую мотивации разбудить в своем чаде, показав, насколько все знания могут образовывать огромную целостную картину мира и как полученные навыки могут применяться в жизни, а не только на контрольных и при подготовке к ЕГЭ.

5. Путешественникам. Бывает так, что семью держит на одном месте только то, что детям НАДО ходить в школу. Сегодня все больше и больше людей работают, будучи не привязанными к рабочему месту. Если и вы среди них, то наверняка стоит задуматься о том, чтобы и ребенку позволить быть независимым и свободным. В конце концов школа представляет собой куда менее серьезную ценность, чем тот опыт, который может получить ребенок, путешествуя вместе с родителями.

6. Тем, кто точно знает, чего он хочет. В современном мире некоторые дети очень рано понимают, кем они хотят быть или чем заниматься. Мне приходилось встречать десятилетних мальчиков, осваивающих учебники по химии за восьмой класс, и восьмилетних девочек, с легкостью справляющихся с программой пятого класса по математике. Семейное образование для таких детей — настоящая находка: именно в этом случае можно направить максимум усилий на то, что нравится, а не ждать годами, пока до этого доберутся по программе остальные ровесники. Так же и с теми, кто серьезно занимается музыкой или спортом. Когда тренировки, репетиции, выступления и соревнования занимают большую часть жизни, гораздо проще осваивать школьную программу в своем графике, а не разрываться между всеми делами одновременно.


Понимание того, что в системе образования что-то не так, тоже может стать стимулом к тому, чтобы выбрать хоумскулинг

А теперь вы спросите: «А есть ли те, кому семейное образование противопоказано?» Есть. Но не дети, а родители. Точно могу сказать, что пробовать хоумскулинг ни в коем случае не стоит равнодушным родителям, которые привыкли отдавать образование своих детей”на аутсорсинг«. Обучая ребёнка дома, вы сразу лишаетесь дополнительных «скиллов».

Вся ответственность за образование чада ложится на ваши плечи, и отныне у вас больше не будет возможности обвинить в чем-то школу. Очень удобно говорить: «Мой Боренька по-английски и двух слов связать не может, чему его в этой школе учат!». Или: «С таким учителем неудивительно, что таблица умножения в голове у моей Ксюшеньки так и не отложилась». Я знаю, о чем говорю, пока мы не оформили семейное образование, в моей жизни был период работы в районной школе. Паломничества недовольных родителей не прекращались.

В общем если вы сомневаетесь, что готовы взять на себя полную ответственность за образование и воспитание ребёнка, наверно, хоумскулинг — это на данном жизненном этапе не про вас.

Точно так же и в том случае, если ваша работа связана с постоянными командировками или длительным пребыванием вне дома. Хоумскулинг требует большого внимания к ребенку и его образованию, а бабушки и дедушки вряд ли возьмут на себя всю эту ответственность.

Таким образом, семейное образование подходит родителям неравнодушным.«Спасая» ребенка от школы, вы сами заново вернетесь и погрузитесь в уравнения, опыты и правописание падежных окончаний. И если чувствуете, что это про вас, то стоит попробовать.


Вернуться в школу можно в любой момент. Другое дело, возникнет ли такое желание после хоумскулинга?
Но в любом случае надо задать себе несколько вопросов, чтобы принять решение. Будьте откровенны сами с собой и отвечайте честно.

1. Сможете ли дать знания не хуже, чем в школе?

На самом деле не так страшен черт, как его малюют. Школьная программа рассчитана не на вундеркиндов, а на «середнячков». И уж если ее способны освоить тридцать человек в классе, то неужели вы думаете, что ее не сможет освоить ребенок в ненапряженной домашней обстановке да еще и при помощи взрослого (по необходимости, разумеется)?

Другое дело что школьная программа представляет собой набор не связанных между собой фактов и учебных дисциплин. И уж точно учитель не сможет физически уделять каждому ребенку столько времени и внимания, сколько могут родители.

Если же вас терзают сомнения относительно уровня обучения на семейном образовании, то задумайтесь: мы живем в прекрасное время, когда каждый человек имеет не только неограниченный доступ к информации, но и может выбирать форму ее подачи. Хоумскулер сегодня может смотреть увлекательные фильмы BBC, заниматься математикой с помощью онлайн-тренажеров, иностранным языком по скайпу, слушать лекции от лучших преподавателей мира, читать научно-популярные книги (рекомендую детские энциклопедии про приключения Чевостика в мире науки). Конечно, вам придется потратить немало сил и времени, чтобы выстроить собственную систему обучения, подходящую для вас и вашего ребенка, но результат точно того стоит.

И не забудьте заглянуть в этот пост: там я собрала для вас сайты, которые помогут в учебном процессе.

2. Найдете ли вы альтернативу школьной социализации?

Мы с вами уже разобрались в том, что безусловная необходимость школьной социализации — не больше, чем стереотип и миф. Но в любом случае ребенку нужно общение. В нашем детстве с этим было проще: ребенку стоило выйти на улицу, как тут же находилась подходящая компания. Сейчас, к сожалению, многие дети предпочитают друзьям компанию гаджетов. Впрочем, всегда есть приятные исключения, и, например, после ухода на семейное образование мой сын потихоньку обзавелся разновозрастными друзьями, на многочасовых прогулках с которыми они ищут аномалии, устраивают соревнования по футболу и катанию на скейтбордах и даже строят самолет.

К чему это все? А к тому, что переводя ребенка на домашнее обучение, вы должны подумать о том, где, кроме семьи его будет ждать социализация и качественное общение. И хочу предупредить: секции — это классная вещь, но большинство из них — это про достижение результатов, а не про общение. По крайней мере для младшеклассников, которых родители привозят перед занятием и забирают сразу после.

3. А готов ли я платить?

Мне часто приходится слышать: «Семейное образование — это для тех, у кого много денег, „середнячкам“ такое не потянуть». В соответствующей главе книги я развенчаю многие стереотипы о хоумскулинге, в том числе и о его высокой стоимости. Здесь скажу только то, что стоимость кружков и секций (а большинство из них у нас вообще бюджетные) вполне сопоставима со стоимостью сборов на нужды класса, рабочие тетради и учебники и прочие сомнительные поборы в школах.

Вместе с тем нужно быть готовым к тому, что ребенку понадобится помощь репетитора. Это вовсе не обязательно, но, например, у моего сына есть педагог по французскому языку: я не знаю языка и пока не могу ему помочь в изучении предмета, поэтому этот шаг при аттестации во французской школе был важен.

Если желание сильно, все сложности преодолимы, а перспектива домашнего обучения не угнетает, а вдохновляет, то самое время дерзать!

Похожие статьи