в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Искусство учиться
Аттестации на семейном образовании. Личный опыт
12 июля 1 150 просмотров
Искусство учиться
Аттестации на семейном образовании. Личный опыт
12 июля 1 150 просмотров

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Так уж повелось, что последние три года я периодически пишу о своем опыте семейного образования. Сказать честно, даже не думала, что так произойдет. Я просто забрала своего сына из школы, потому что так было правильнее в тот момент. Это был чистой воды эксперимент. О нем и написала в первый раз. Спустя год эксперимент продолжался: уж очень успешным он был. И об этом я написала еще раз. А потом начала делиться разными историями от тех, кто тоже выбрал путь хоумскулинга.

За эти три года мой сын Лев сдал на семейном образовании второй, третий и четвертый классы. Пятый тоже не подходе — до сентября мы его закончим. Думаю, пора рассказать не только о том, как проходит учебный процесс. Сегодня речь пойдет об аттестациях.

2 и 3 класс

Первые два учебных года сын аттестовывался лично в средней школе в нашем городе. Это был отличный старт для хоумскулинга. Раз в четверть мы приходили, чтобы сдать контрольные и проверочные работы по всем предметам. Одни предметы сдавались письменно, другие — устно. Диктанты по русскому языку, контрольные по математике и зачёты по французскому (школа была с углубленным изучением иностранного языка) сын писал со всем классом, к которому был условно прикреплен. По рисованию и трудам приносили заранее подготовленные работы. По физкультуре сдавали нормативы. А музыку ставили «автоматом», поскольку ребёнок учился в музыкальной школе.

Плюсы такой аттестации: все принципиально просто. Предметы нужно сдавать темами по небольшим блокам (то, что класс успел пройти за четверть).

Минусы: нет возможности двигаться в своём темпе. Некоторые предметы приходилось сдавать второпях, например, на переменах, когда кругом бегали и галдели других дети. Это все создавало серьёзный стресс и в общем-то не стоило всех усилий, что были приложены для перехода на семейное образование.

4 и 5 класс

Именно из-за того минуса, что я указала выше, решили искать другой вариант. Во-первых, мы часто путешествуем. А во-вторых, одной из целей, которые мы преследовали, выбирая хоумскулинг, была жизнь в своём ритме. По моим ощущениям, родители вместе с ребёнком могут сами почувствовать, опережать ли существующую учебную программу или чуть замедлиться и позволить любимому чаду отстать от ровесников.

Подумав немного, мы отправили документы в частную школу в Санкт-Петербурге, которая работает с семейниками и принимает у них аттестации дистанционно. Нас приняли, сын после подготовки начал сдавать аттестации. Как итог — за один календарный год пройдено два класса.


На семейном образовании очень важна возможность двигаться в своем темпе. Источник фото

Плюсы такого подхода очевидны: аттестации можно сдавать когда угодно и двигаться в любом удобном темпе. В нашем случае все зачёты были в виде тестов, по одному за курс класса. То есть в четвертом классе только единожды сдаётся русский язык, литература, математика и так далее. К предмету возвращаются только в следующем учебном году. А ещё нет привязки к месту, можно путешествовать и свободно заниматься своими делами.

Минусы здесь тоже есть. Поначалу мы обманулись, подумав, что исключение человеческого фактора — отличный способ преодолеть возможные недоразумения. Не тут-то было! Тесты, как оказалось, составлены весьма сомнительно. Порой мы сами находили в них ошибки, но обращения на форум не всегда означают то, что просьба будет услышана. И дело даже не в том, что оценки снижались из-за чужих ошибок (тесты проверяются автоматически), а в том, что за свои же деньги мы получали нулевую клиентоориентированность.

Что дальше?

6 класс с большой долей вероятности мы будем прикрепляться на аттестации в частную школу в нашем городе. Это средний вариант между двумя уже испробованными. С одной стороны мы получаем возможность сдавать аттестации в комфортных условиях и в удобном ритме (один предмет за курс всего класса). А с другой, здесь есть прямой контакт с учителем — вместо бездушных тестов. Да и не придётся быть первопроходцами, как это было в первой школе, где мы постоянно объясняли все тонкости хоумскулинга учителям и завучу, которые столкнулись с этим впервые: в новой школе прием аттестаций от детей на семейном образовании поставлен на поток и весь процесс отлажен.


Хоумскулинг похож на дорогу с бесконечным количеством развилок. Каждый раз надо делать выбор. Источник фото

Могу ли я быть уверенной, что это наш окончательный выбор? Конечно, нет. В отличие от школы, где все понятно и стандартизированно, семейное образование — это почти всегда квест. Любой выбор несёт за собой новые и новые последствия, открытия и возможности. При этом любой выбор априори правильный. И индивидуальный: то, что отлично подходит для одной семьи, будет крахом свободного образования для другой.

И в завершении я, конечно, должна ответить на самый популярный вопрос: «Вернетесь ли вы в школу?». Я не знаю. Да, даже спустя четыре учебных года на семейном образовании. Хочу оставить свободу выбора за сыном. А он пока не стремится в школу.

Обложка поста: pixabay

Похожие статьи