Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Без школы: личный опыт семейного образования. Часть вторая
23 ноября 2016 2 458 просмотров

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Некоторое время назад я уже писала о том, что забрала сына из школы, чтобы испытать на себе все радости семейного образования. С тех пор прошло уже полгода, и, пожалуй, мне есть, чем поделиться.

Без школы, но с любимыми занятиями

Начнем с главного. Мы до сих пор не вернулись в школу. И что уж скрывать — не собираемся. Вдохнув запах свободы, мы не горим желанием зависеть от уроков, звонков и дополнительных занятий. Возможно, вам захочется возразить мне: мол, это ваше желание, а не ребенка. Да, на такой вопрос я отвечала не далее, чем вчера: классный руководитель сына очень переживает за то, что я не пускаю его в школу.

Спешу успокоить: я не держу Лёву дома. Более того, я периодически у него спрашиваю, не надумал ли он возвращаться. В этот момент он смотрит на меня как на того, кто в июне предлагает покататься на лыжах, говорит: «Ты чего, мам? Нееет!» На этом разговор заканчивается. 🙂

Второй класс Лев закончил с двумя четверками. А на днях мы закрыли аттестацию за первую четверть третьего класса. И сделали это хорошо, на четверки и пятерки. Хотя если честно, то оценки играют далеко не главную роль по сравнению с другими бонусами, которые мы получили, выбрав свободу.

Лев по-прежнему занимается в секции шахмат (на сегодняшний день у него третий взрослый разряд) и в астрономическом кружке обсерватории. После долгих раздумий было принято решение уйти с секции дзюдо и попробовать свои силы в фехтовании. А еще он учится в музыкальной школе, занимается йогой и много-много гуляет и ходить в гости к друзьям. То есть занимается тем, что ему по-настоящему нравится и получает при этом знания с удовольствием. А детство таким и должно быть!

Образовательный процесс хоумскулера

Образовательный процесс в этом году мы решили планировать иначе. В качестве эксперимента мы учимся не по принципу «Один день = один предмет» (я рассказывала об этом в прошлый раз), а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т.д.

К слову, мы учились и летом. Листать учебник по математике на приморском бульваре оказалось еще ни с чем не сравнимым удовольствием 😉


Математика на приморском бульваре нам понравилась ☺

Вообще я сторонник версии, что стандартная организация образовательного процесса является неэффективной: в сентябре дети занимаются повторением пройденного в предыдущем классе, в апреле-мае школа занята подготовкой к экзаменам, новых тем уже нет да еще и три месяца, в течение которых большинство детей про умственный труд почти не вспоминает. В сухом остатке мы получаем шесть напряженных месяцев учебы и битье баклуш в оставшееся время. На семейном же образовании у ребенка есть возможность получать знания в максимально приятном темпе, не напрягаясь.

Таким образом, к моменту аттестации мы прошли даже больше, чем одноклассники. Но в этот момент я пришла к выводу, что семейное образование — это всегда немного — а может и много! — творчество и импровизация. Учебник по русскому оказался жутко скучным и непонятным, поэтому задания я придумывала сама, а видеоуроки мы смотрели на сайте interneturok.ru. Там же Лёва увидел лекции по физике и химии, которые никак не согласился оставить «на потом». В итоге сейчас он смотрит видеоуроки по этим предметам за 7 класс. А еще он попросил пойти по математике впереди программы, поэтому вдобавок ко всем обязательным ежедневным занятиям прибавились дополнительные примеры и задачи.

И пару слов об аттестации. По закону она проводится так, как решит школа. В нашем случае это раз в четверть. Русский и французский языки и математику сын сдает вместе с классом в виде четвертных контрольных работ. Окружающий мир и чтение — индивидуально, в формате беседы с учителем. По музыке нам засчитывают обучение в музыкальной школе, по физкультуре обязательна сдача нормативов. По изобразительному искусству и технологии учитель дает задания, которые ребенок должен выполнить дома, оценка за них и считается аттестационной. А по информатике Лев выполняет задания в рабочей тетради на печатной основе, которые потом проверяет учитель и ставит общую оценку.

Такой вариант аттестации в нашей школе, но, повторюсь, закон предполагает лишь сдачу всех учебных дисциплин, но не говорит о формате, поэтому в зависимости от учебного заведения. Он может очень отличаться.

Книги в помощь

Я уже рассказывала о том, какие книги у нас в приоритете. За последние месяцы список любимых книг у моего сына стал намного больше. Из МИФовских он проглотил «Детектив Пьер распутывает дело» и «По горячим следам». Мне кажется, для мальчишек лет 8-10 это вообще огромная находка: что-то найти, разгадать, додумать — это же просто прелесть!

С нетерпением сын дождался книгу «Как все устроено сегодня». О, это не просто книга! Как устроена ракета, что такое квадрокоптер и что внутри у реактивного ранца. По-моему желание узнать самую суть механизмов, залезть внутрь любого устройства удовлетворено полностью.


Книга-мечта для каждого мальчишки

И еще одна книга, мимо которой пройти просто не представлялось возможным, — это «Профессор Астрокот и его приключения в мире физики». Первая книга про Астрокота стала нашим семейным мастридом, ее Лев перечитывал несколько раз. Вторую книгу мы тоже очень ждали. Как оказалось, не зря. Столько знаний о физике в простой и понятной форме, столько хорошего юмора! А иллюстрации и шероховатые страницы — просто ах!

Кстати, небольшой лайфхак. Дети любят соревноваться. Я решила «сыграть» на этом. Мы соревнуемся в количестве прочитанных книг. У нас даже есть списки. Это очень стимулирует к чтению! С начала года у Лёвы более 30 прочитанных книг. Это чуть меньше, чем одна книга в неделю. Неплохо, мне кажется.


Наши списки примерно так и выглядят

Продолжать или закончить?

И опять я задаюсь вопросом «А что дальше?». И опять честно отвечаю: не знаю. Возможно, рано или поздно Лев вернется в школу (хотя я надеюсь, что нет, но приму любое решение сына). Возможно, к пятому классу наш хоумсклинг трансформируется в очно-заочное образование, и сын будет ходить в школу на отдельные предметы. А может, ничего и не изменится, и школьная система останется чем-то чужим для нас. В любом случае я буду исходить из желаний ребенка и принципов гуманной педагогики. В этом плане мне очень нравится фраза великого педагога Шалвы Амонашвили: «Если вам доверили на воспитание ребенка, верните его крылатым».

Похожие статьи