Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Семейное образование за границей. Канада
15 марта 2018 5 928 просмотров

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Семей, которые решили обойтись в своей жизни без школы, в России становится больше год от года. А как с этим обстоят дела за границей?

Я решила пособирать для вас истории о том, как русскоязычные семьи, живущие в разных уголках мира, учат детей дома. Сегодня у нас история от блогера Даны Бар из Канады.

— Дана, расскажи для начала про свою семью и про то, как и когда вы оказались в Канаде.
— У нас с мужем трое детей. Старшему сыну двенадцать лет, средней дочке почти семь, младшей — скоро четыре. Все дети учатся дома, сын заканчивает шестой класс нашей семейной школы, средняя дочка в первом классе, младшая пока просто плывет по течению. Мы живем в Канаде, в провинции Онтарио, в пригороде Торонто. Приехали сюда в 2006-ом году из Израиля, где прожили пятнадцать лет. Там же я закончила школу, а позже колледж и университет.

По профессии я графический дизайнер и иллюстратор, также имею степени бакалавра в маркетинге и магистра в маркетинговых коммуникациях, но в маркетинге не работала ни дня (хотя никто меня туда за уши не тянул), так и занимаюсь версткой и иллюстрацией последние двадцать лет. Кроме этого, сразу после третьих родов поняла, что не могу больше игнорировать зов души и хочу работать с беременными, поддерживая их до и во время родов. Закончила курсы доул, и последние четыре года совмещаю фриланс-проекты по графике/иллюстрации с работой доулы.

— Какие ценности привели к решению жить без школы?
— Мне нравятся идеи самообеспечения, добровольной простоты и минимализма, сдержанности в потреблении и быту, экологичного существования. В таком же духе пытаюсь воспитывать и детей. К идее домашнего воспитания, и, впоследствии, хоумскулинга мы пришли не сразу. В момент переезда из Израиля в Канаду сыну было около года, и, так как мужу пришлось переучиваться, а мне, соответственно, работать, сын пошел в сад, и наша жизнь пошла по накатанной миллионами людей дорожке. Однако, чем старше становился сын, тем четче прорисовывалось осознание, что он совершенно не системный ребенок. На этом этапе я уже понимала, что жить можно и по-другому, но хорошенько изучить наши «опции» фантазии у нас все еще не хватало.

Мне нравятся идеи самообеспечения, добровольной простоты и минимализма, сдержанности в потреблении и быту, экологичного существования.
Дана вместе с детьми. Источник

В 2008 году я начала работать из дома, и вот тут-то и стали в наши головы забираться всякие «крамольные» мыслишки. Когда сын оставался дома на каникулы и праздники, нам было так хорошо, что мы вообще перестали понимать, зачем куда-то бежать. Несмотря на это, еще почти год сын ходил в вальдорфский детский сад, где тоже не прижился, и, вылетев оттуда с треском, за пару недель до рождения его первой сестры, мы, наконец, решили перейти к радикальным мерам и начали планировать домашнее обучение. В планах было попробовать один год, а потом «как пойдет». Ну, так и пробуем уже восьмой год.

— А какие приоритеты у вас с мужем были для того, чтобы вступить в неизвестность и начать пробовать?
— В контексте ценностей вначале мы совершенно не размышляли, а приоритет был один — сохранить ментальное и физическое здоровье ребенка, организовать для него среду, в которой он мог бы развиваться без ярлыков и давления системы. Позже из этого приоритета родилось осознание множества преимуществ свободного образования и сложилась философская база. Но случилось это все постепенно и далеко не сразу. Первый же порыв был абсолютно интуитивный.

— Как вообще в Канаде обстоят дела с хоумскулингом?
— Оформить домашнее обучение в Канаде очень просто, нужно просто написать заявление о своих намерениях в местное отделение министерства образования, и дальнейшая судьба ребенка больше никого не интересует, со всем хорошим и плохим из этого вытекающим. Так что здесь возможен и радикальный анскулинг, и нонскулинг, и фрискулинг, и все прочие наиболее свободные формы образования в семье, в которых не подразумевается какой-либо контакт со школой и аттестации. В каждой провинции есть свои нюансы, но, в целом, все очень легко и свободно. Государство периодически спохватывается, начинает грозить закручиванием гаек, но пока что, за семь полных лет нашего хоумскулинга, никаких изменений в законодательстве не происходило.

Государство периодически спохватывается, начинает грозить закручиванием гаек, но пока что, за семь полных лет нашего хоумскулинга, никаких изменений в законодательстве не происходило.
Дочери Даны. Источник

— Насколько такая форма обучения распространена?
— Как и в США, в Канаде хоумскулинг существует давно и довольно распространен. В последние годы число хоумскулеров начало расти, но, несмотря на это, образование в семье это все еще далеко не мейнстрим, и я отношусь к тем, кто считает, что мейнстримом становиться не должно.

— Как у вас относятся к хоумскулерам?
— Большинство людей относятся терпеливо и дружелюбно, или, по крайней мере, с вежливой безразличностью. В Канаде не принято лезть в дела других людей. Если разговор завязывается, то беспокоит всех одно и то же, вне зависимости от национальности вопрошающего — а как же социализация? Ну, и иногда — как можно обучать без нужной квалификации? Все это скорее из любопытства, чем из враждебности. Оно и понятно: в Северной Америке уже выросло не одно поколение домашних детей, большинство из которых выучились и влились в общество полноценными его членами без проблем.

— Как у вас все устроено? Получаете местное образование или российское?
— Мы не российские граждане, поэтому учимся исходя из местных реалий и перспектив. Занятия наши спланированы так, чтобы у детей оставалось максимум свободного времени на следование собственным интересам и самообразование. С утра посвящаем немного времени на освоение базовых навыков — языковую грамотность и математику, остальную часть дня дети находят себе занятия сами. Сын встает рано, и делает большую часть своей рутинной работы самостоятельно до всеобщего подъема. Потом мы завтракаем всей семьей, и начинается рутинная работа со средней дочкой.

Сын встает рано, и делает большую часть своей рутинной работы самостоятельно до всеобщего подъема.
Сын Даны. Источник

Сын тем временем играет с младшей сестрой. Обычно, они что-то строят, рисуют, и слушают музыку. Около одиннадцати старшие дети меняются, и я помогаю сыну с оставшимся материалом. До часа дня я успеваю позаниматься с обоими детьми, а они наиграться друг с другом.

Очень много внимания уделяю естественному обучению, когда навыки и знания обнаруживаются и закрепляются сами собой. Мы наблюдаем за птицами, занимаемся вермикультивированием, печем хлеб, делаем лекарства из трав — все это вместе с детьми. Осенью делаем чернила из грибов, весной — бомбочки с семенами. Все это, без книжек и карточек, культивирует в детях осознание цикличности природы и знакомит с ее процессами изнутри.

— А чем увлекаются дети?
— Сын увлекается рисованием и анимацией. Безобидное хобби переросло в потенциальную специальность в его взрослом будущем. Так же он много читает, вяжет, печет, рубит с папой дрова, вырезает из дерева фигурки, умеет плести корзины и браслеты из паракорда, и, в целом, постоянно чем-то занят. Девочки любят разбирать со мной травы, тоже рисуют, интересуются модой (не знаю, откуда в них это с мамой-хиппи), помогают готовить, и обожают ухаживать за домашними растениями.

— Что в плане обучения делаешь сама, что отдаешь на «аутсорсинг» учителям?
— Мы поклонники так называемого «медленного родительства», поэтому не считаем нужным каждый день куда-то бежать, бесконечно развлекая и образовывая. Так что причин для «аутсорсинга» пока не находилось. Будучи художником, я не испытываю трудностей в поддержании интересов сына, и кроме драмкружка и регулярных общеобразовательных занятий в библиотеке он никуда не ходит. Кое-какие курсы берем онлайн, но больше разнообразия ради, а не по необходимости. С девочками тоже пока справляемся сами. Средняя дочка очень любит занятия при библиотеке.

Французский (который я не знаю) изучаем вместе. Не исключаю, что в старших классах придется взять репетитора, но сейчас такой необходимости мы не видим.

Мы почти ничего не изучаем «на всякий случай», поэтому, если физика входит в интересы сына, как тропинка к анимации, вот этой тропинкой мы и идем. Формулы зубрить я не вижу смысла, а если нет формул, то и «аутсорсинг» не нужен, с помощью книжек можно разобраться самим. Я вообще заметила, что многие наши детские кошмары не такие уж на самом деле кошмары, и взрослый человек может освоить большинство школьных тем без проблем. Я открыта к помощи извне, но до сих пор нам это было не нужно. Даже плавать детей папа научил сам, тогда как все повально ходят для этого в специальные секции.

— Чем мотивируешь себя и чем — детей?
— Я вижу себя не преподавателем, а проводником, и главная моя цель в этой роли показать детям, как прекрасен и разнообразен этот мир. Все знания у нас на кончиках пальцев, и, если мы хотим чему-то научиться, это прежде всего в наших руках. Не нужно ждать умных дядь и теть, которые все расскажут и покажут, можно просто взять и изучить это самим. Уже сейчас вижу результаты этой философии, когда сын, без страха и сомнений, берет с полки книгу и впервые в жизни по рецепту печет хлеб. Он не думает, получится у него или нет. Он не сомневается. Он просто берет и делает. И вот эта свобода, а также ответственность за наполнение себя полезными знаниями, наша главная мотивация.

Похожие статьи