в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Искусство учиться
Без школы. Личный опыт семейного образования. Часть третья
22 февраля 2018 3 667 просмотров
Искусство учиться
Без школы. Личный опыт семейного образования. Часть третья
22 февраля 2018 3 667 просмотров

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Как вы помните, периодически я прихожу к вам с постами о семейном образовании. Потому что мне кажется, что это прекрасная альтернатива школьному образованию. А еще потому, что мой сын не учится в школе. Нет, он ее еще не закончил, просто мы сделали выбор в пользу обучения дома.

Сегодня хочу рассказать вам о том, как прошел наш очередной учебный год.

Пять месяцев вместо девяти

На дворе февраль. Пару недель назад Лев сдал последний экзамен и закончил курс начальной школы. «Теперь у вас летние каникулы!» — шутит подруга.

На самом деле мне кажется, что наши каникулы перманентны. В том плане, что у нас никогда не наступает время, когда нужно учить домашнее задание, покупать школьную форму и поднимать ребенка к первому уроку.

Без школы. Личный опыт семейного образования. Часть третья
Наши будни могут проходить так

Сначала Лев аттестовывался в той же школе, в которой учился очно. Но зачеты по всем предметам каждую четверть не давали особо разогнаться и почувствовать свободу. Поэтому мы решили, что если уж заходить в воду, то плавать на глубине, а не со страхом ходить у берега.

После третьего класса я забрала документы из школы и отправила их в питерский лицей, который на частной основе занимается обучением и аттестацией хоумскулеров.

В конце августа мы начали изучать программу четвертого класса. Предмет за предметом, урок за уроком — и к в середине февраля последний предмет был сдан. На самом деле можно было закончить и месяцем раньше, но после новогодних каникул мы уехали в отпуск, а сразу после — ушли на больничный, и прокрастинацию было не избежать.

Я не торопила ребенка. Просто в начале года мы грамотно распланировали, что за чем сдаём. В нашей школе очень удобно: мы сами выбираем удобный день и время и сдаём предмет сразу за курс (то есть, к примеру, математику надо сдавать только один раз за весь 4 класс). Нам есть, с чем сравнивать: до этого все предметы мы сдавали каждую четверть, и это было жутко неудобно и затратно по времени.

Сначала Лев сдал все простые предметы, которые не требовали от него особенной подготовки: окружающий мир, физкультуру, технологию и т.д. Примерно один предмет в две-три недели. Попутно проходилась программа по основным предметам. На закуску оставили русский, математику и английский. Их и сдали в самом конце, в декабре-феврале.

Так выглядит человек, которому не надо в школу
Так выглядит человек, которому не надо в школу

Пять выводов, которые я сделала за эти два года без школы

  1. Ко всему надо относиться проще. Здесь любые комментарии излишни. Это вообще, наверно, мой главный вывод как родителя на сегодняшний день.
  2. Оценки — сущий анахронизм. Хоть тройка, хоть пятерка — это никак не влияет на знания. Ребенок учится для себя и для жизни, а не для оценок.
  3. Важно не делать из дома вторую школу. Есть риск, взяв на себя ответственность за образование ребенка, превратиться из мамы в учительницу.
  4. Главное, чтобы ребенок научился мыслить. Будет ли он сопоставлять реакции в организме крысы и человека или сравнивать стратегии в компьютерных играх — дело второстепенное. Мозг работает в обоих случаях.
  5. У ребенка свой темп обучения. Замедляя, делаешь обучение нудным. Ускоряя — нервным. Задача родителя — искать золотую середину и подстраиваться под заданный ритм.

Пять выводов, которые сделал (я надеюсь на это!) за два года мой сын

  1. Ты сам ответственен за свои знания. Не понял, не усвоил — виноват не учитель (его же нет!), а ты сам.
  2. Не обязательно быть в школе, чтобы иметь хорошие знания, добрых друзей, много общения.
  3. Не надо сравнивать себя с кем-то. Круче не тот, у кого выше оценка.
  4. Уметь работать с информацией — добывать, обрабатывать, пользоваться ей — наиважнейший навык в современном мире.
  5. Шахматы, дзюдо, иностранные языки, музыка… Заниматься можно всем, что интересно. А распланировав свое время, можно найти и время на все это.

Что дальше?

Как я и говорила раньше, я не знаю, что будет дальше. Наше свободное образование все меньше становится похожим на эксперимент. Теперь кажется, что так было всегда. Что никогда я не гладила школьную форму по вечерам, не отвечала учителю на звонки учителя, не клеила поделки до десяти вечера (каюсь, в первом классе фараона и октаэдр Лев делал вместе со мной!) и не будила в семь утра ребенка, который искренне не понимал, зачем вставать так рано.

Но в любой момент, я понимаю, это может прекратиться. Периодически я спрашиваю у сына, хочет ли он в школу. Пока он не воспылал чувствами к школьной парте, но если это случится, то я не буду препятствовать.

Похожие статьи