Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Без школы. Личный опыт семейного образования. Часть третья
22 февраля 2018 6 092 просмотра

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Как вы помните, периодически я прихожу к вам с постами о семейном образовании. Потому что мне кажется, что это прекрасная альтернатива школьному образованию. А еще потому, что мой сын не учится в школе. Нет, он ее еще не закончил, просто мы сделали выбор в пользу обучения дома.

Сегодня хочу рассказать вам о том, как прошел наш очередной учебный год.

Пять месяцев вместо девяти

На дворе февраль. Пару недель назад Лев сдал последний экзамен и закончил курс начальной школы. «Теперь у вас летние каникулы!» — шутит подруга.

На самом деле мне кажется, что наши каникулы перманентны. В том плане, что у нас никогда не наступает время, когда нужно учить домашнее задание, покупать школьную форму и поднимать ребенка к первому уроку.

Без школы. Личный опыт семейного образования. Часть третья
Наши будни могут проходить так

Сначала Лев аттестовывался в той же школе, в которой учился очно. Но зачеты по всем предметам каждую четверть не давали особо разогнаться и почувствовать свободу. Поэтому мы решили, что если уж заходить в воду, то плавать на глубине, а не со страхом ходить у берега.

После третьего класса я забрала документы из школы и отправила их в питерский лицей, который на частной основе занимается обучением и аттестацией хоумскулеров.

В конце августа мы начали изучать программу четвертого класса. Предмет за предметом, урок за уроком — и к в середине февраля последний предмет был сдан. На самом деле можно было закончить и месяцем раньше, но после новогодних каникул мы уехали в отпуск, а сразу после — ушли на больничный, и прокрастинацию было не избежать.

Я не торопила ребенка. Просто в начале года мы грамотно распланировали, что за чем сдаём. В нашей школе очень удобно: мы сами выбираем удобный день и время и сдаём предмет сразу за курс (то есть, к примеру, математику надо сдавать только один раз за весь 4 класс). Нам есть, с чем сравнивать: до этого все предметы мы сдавали каждую четверть, и это было жутко неудобно и затратно по времени.

Сначала Лев сдал все простые предметы, которые не требовали от него особенной подготовки: окружающий мир, физкультуру, технологию и т.д. Примерно один предмет в две-три недели. Попутно проходилась программа по основным предметам. На закуску оставили русский, математику и английский. Их и сдали в самом конце, в декабре-феврале.

Так выглядит человек, которому не надо в школу
Так выглядит человек, которому не надо в школу

Пять выводов, которые я сделала за эти два года без школы

  1. Ко всему надо относиться проще. Здесь любые комментарии излишни. Это вообще, наверно, мой главный вывод как родителя на сегодняшний день.
  2. Оценки — сущий анахронизм. Хоть тройка, хоть пятерка — это никак не влияет на знания. Ребенок учится для себя и для жизни, а не для оценок.
  3. Важно не делать из дома вторую школу. Есть риск, взяв на себя ответственность за образование ребенка, превратиться из мамы в учительницу.
  4. Главное, чтобы ребенок научился мыслить. Будет ли он сопоставлять реакции в организме крысы и человека или сравнивать стратегии в компьютерных играх — дело второстепенное. Мозг работает в обоих случаях.
  5. У ребенка свой темп обучения. Замедляя, делаешь обучение нудным. Ускоряя — нервным. Задача родителя — искать золотую середину и подстраиваться под заданный ритм.

Пять выводов, которые сделал (я надеюсь на это!) за два года мой сын

  1. Ты сам ответственен за свои знания. Не понял, не усвоил — виноват не учитель (его же нет!), а ты сам.
  2. Не обязательно быть в школе, чтобы иметь хорошие знания, добрых друзей, много общения.
  3. Не надо сравнивать себя с кем-то. Круче не тот, у кого выше оценка.
  4. Уметь работать с информацией — добывать, обрабатывать, пользоваться ей — наиважнейший навык в современном мире.
  5. Шахматы, дзюдо, иностранные языки, музыка… Заниматься можно всем, что интересно. А распланировав свое время, можно найти и время на все это.

Что дальше?

Как я и говорила раньше, я не знаю, что будет дальше. Наше свободное образование все меньше становится похожим на эксперимент. Теперь кажется, что так было всегда. Что никогда я не гладила школьную форму по вечерам, не отвечала учителю на звонки учителя, не клеила поделки до десяти вечера (каюсь, в первом классе фараона и октаэдр Лев делал вместе со мной!) и не будила в семь утра ребенка, который искренне не понимал, зачем вставать так рано.

Но в любой момент, я понимаю, это может прекратиться. Периодически я спрашиваю у сына, хочет ли он в школу. Пока он не воспылал чувствами к школьной парте, но если это случится, то я не буду препятствовать.

Похожие статьи