Получилось так, что героями моих постов всегда оказываются семьи хоумскулеров, в которых один-два ребенка (почитайте здесь, здесь и вот здесь). Неудивительно, что некоторые из вас пишут мне: «Конечно, семейное образование хорошо, когда у вас немного детей. А вот в многодетных семьях такой фокус не провернуть».
Провернуть, поверьте. Я побеседовала с Юлией Сивковой, блогером, мамой пятерых детей и коучем родителей, детей и подростков. У Юлии девять (!) лет практики семейного образования.
— Почему вы приняли решение не отправлять детей в школу?
— Все мои дети получают образование в семейной форме. Интерес к теме семейного образования у меня возник, когда старшая дочь была в дошкольном возрасте. Я изучала вопрос с точки зрения права, так как в отношении других аспектов образования в семье сомнений у меня не было. Когда я только задумывалась о такой форме обучения, мне хотелось самой передавать свой опыт и знания ребенку. Мне хотелось учить. Но затем, по мере углубления в вопросы, связанные с развитием одаренности детей, менялись цели моего семейного образования.
Теперь это воспитание личности, способной генерировать идеи и мыслить нестандартно. Личности, имеющей общественно-значимую жизненную цель и умеющей в соответствии со своей целью ставить задачи для ее реализации. Воспитание личности, обладающей высокой работоспособностью. Личности, способной создавать связи между людьми и сообществами. Поэтому я не преподаю своим детям, а организовываю процесс их образования таким образом, чтобы они максимально учились самостоятельно. Я лишь помогаю им выстроить свою персональную образовательную стратегию. А сам процесс обучения находится в зоне их личной ответственности.
— Как организуете учебный процесс? Все же когда один ребенок учится дома — это совсем несложно, а когда несколько, надо как-то решать многозадачность.
— Вы правильно отметили, именно организую учебный процесс. Не обучаю детей, а организую процесс их самостоятельного обучения. Надо сказать, что образование естественным образом вплетено в канву нашей жизни, поэтому мне сложно выделить школьный компонент из общего процесса и описать учебный день. Дети просто живут и познают этот мир, исходя из собственных интересов и темпа своего развития. Как справиться с многозадачностью — это вопрос моей профессиональной компетенции. Моя специальность по диплому о высшем образовании — государственное и муниципальное управление. После окончания вуза (сейчас это РАНХиГС) я несколько лет работала в Министерстве образования нашего края, и навыки, необходимые для управления какими-либо процессами, являются уже неотъемлемой составляющей моей личности.
— Есть ли у вас помощники, репетиторы, или учебный процесс полностью в ваших руках и руках ваших детей?
— При необходимости дети берут разовые консультации по вопросам, ответы на которые они не нашли. Постоянно занимаются с преподавателями только английским и подготовкой к ЕГЭ.
— Какие сложности приходится и приходилось преодолевать, обучая детей дома? На ваш взгляд, есть ли минусы и недостатки у семейного образования?
— Сложность, в первую очередь связана с самоорганизацией. Девять лет практики семейного образования сильно дисциплинировали меня. Возможно, это связано еще с увеличением количества детей за это время. Начинали семейное образование мы с тремя, сейчас у нас пятеро, а это уже маленькое предприятие. Сложность для нас также состоит в том, что как бы ты не строил образовательный процесс, исходя из персональных интересов ребенка, проходить аттестацию дети вынуждены в соответствии с требованием конкретной школы и конкретного преподавателя.
Поэтому обучение и подготовка к аттестации — это два совершенно разных процесса. Не знаю, что сказать о недостатках. Если процесс образования выстроен грамотно, то это очень эффективная образовательная среда, в которой формируются компетенции, которыми должна обладать современная личность.
— Можете ли представить такую ситуацию, при которой вы измените свое решение и дети вернутся в школу?
Это должна быть какая-то крайняя ситуация, при которой принципиально поменялись бы условия жизни нашей семьи. То есть семья уже не смогла бы обеспечивать получение образования детей самостоятельно. Даже представить страшно, что бы это такое могло быть. Из трех детей только у старшей дочери был опыт обучения в школе, поэтому вопрос, хотели бы они вернуться в школу не совсем корректный. Ответ детей в отношении того, каким образом они хотели бы получать школьное образование, однозначный: обучение в семье — это возможность эффективного распределения своего времени, это возможности нести ответственность за свое обучение, это приобретение навыка самоорганизации.