Я уже рассказывала о том, как семьи выбирают семейное образование, живя в России или за границей. А сегодня хочу рассказать историю своей знакомой Оксаны Лозгачевой. Семья Оксаны постоянно живет в разных странах. В прошлом году это была Австралия, в этом — Китай. В промежутках между продолжительными поездками их можно найти на родине, в небольшом уральском городке.
Мы познакомились с Оксаной, когда она пришла ко мне на консультацию с вопросом о том, что делать с учебой ее старшего сына Севы. Учиться в школе с таким графиком жизни почти невозможно. И единственным подходящим вариантом был именно перевод на семейное образование.
Сначала мне показалось, что Оксана жутко волнуется и вообще не готова учить ребенка без школы. Но с каждой новой встречей в онлайн-пространстве я видела, как ее уверенность в своих силах и силах сына крепчает. Шаг за шагом она договорилась со школой, где учился Сева, о переходе на хоумскулинг.
С тех пор прошел год, и я попросила Оксану рассказать, как они справляются с такой формой обучения.
— Я знаю, что в прошлом учебном году вы тоже жили за границей. Расскажи, как Сева учился?
— Почти весь второй класс мой сын был на домашнем обучении, так как мы были в Австралии: работа мужа обязывает к постоянным разъездам. Мы с Севой сами занимались, смотрели видео уроки по всем предметам. Конечно, в новой стране большую часть времени проводили вне дома, могли не заниматься неделю, потом по часу в день занимались, если было что-то непонятно чуть больше… И знаешь, этого было вполне достаточно! Сын ответственно к этому подошёл, поэтому по приезду домой с учёбой проблем не возникло. Более того, по некоторым предметам мы обогнали школьную программу, сами того не зная.
— Какие у вас были сложности с переходом на хоумскулинг?
— В основном сложности были моими личными: они были связаны с тем, что я забыла много материала со школьных лет и не знала, как объяснять Севе некоторые моменты. Но на помощь приходили разные сайты, например, InternetUrok, где Сева смотрел видеоуроки по программе. А других сложностей и не было! И мне очень понравилась такая форма обучения, потому что у нас было огромное количество свободного времени. Мы интересно проводили его в Австралии, изучали новые места, гуляли.
Довольно быстро мы приспособились к новому образу жизни и учебы. Например, когда мы изучали окружающий мир, мы сначала читали какую-то тему дома, а потом выходили гулять, обсуждали ее, смотрели по сторонам и т.д.
А потом мы вернулись в Россию. Я была в ожидании второго ребенка, мне постоянно хотелось спать. Сил на то, чтобы самостоятельно учить Севу, совсем не было. Поэтому на несколько месяцев он вернулся в школу, при этом постоянно повторяя, что хочет обратно домой, чтобы учиться так же, как и в отъезде. Севе семейное образование явно понравилось больше обычных уроков!
— Как учителя отнеслись к вашему решению перейти на семейное образование?
— Когда я пришла писать заявление в августе 2016 года, учителя, конечно, не сопротивлялись, не отговаривали, понимая, что для нас это вынужденный шаг. Директор школы довольно быстро изучила вопрос, узнала все нюансы. Три недели прошло с момента моего заявления до того, как все документы были готовы. Помню, я была в смятении, подошла к севиному классному руководителю и спросила, будет ли она нам как-то помогать. Ответ тогда был отрицательный, и я решила: ничего страшного, справимся сами. Мы тогда сдали в школу все учебники. И стоит отдать должное: педагог подсказала, где можно скачать учебники в электронном виде и какие лучше выбрать. Для нас это было важно, чтобы не ехать в Австралию с горой книг. А во всем остальном мы справились сами.
— Ты говоришь, что по возвращении домой Сева просился и дальше продолжать жить без школы… Ему пришелся по душе такой формат учебы?
— Конечно, ему понравилось, это же свобода! И погулять можно, и на гаджеты, и на книги время есть. А в школе… То первая смена, то вторая, и как бы они не менялись, это все равно неудобно. Если он учился с утра, то вечером у него уже не было сил гулять. А если в школу нужно было к обеду, то приходилось отказываться от всех совместных походов куда бы то ни было, от культурной жизни. В общем в школе Севе не понравилось.
— А какие ты для себя сделала выводы? В чем преимущества семейного образования?
— У Севы в классе много ребят из неблагополучных семей. Постоянно какие-то оскорбления, драки, столкновения, воровство в классе. Был случай, когда девочки принесли в школу сигареты… Конечно, мы с сыном всегда разговариваем, о том, что допустимо, а что нет. Конечно, Сева может за себя постоять. Но это не те примеры, которые должны быть перед глазами у ребенка.
На семейном образовании всего этого нет, зато есть много свободного времени и хорошие знания. И еще мне очень нравится то, что ребенок становится все более самостоятельным. Он садится и делает уроки без моей помощи, у меня нет необходимости стоять над душой. Когда Севе что-то непонятно, он приходит и просит объяснить. В этом, я думаю, есть большая заслуга хоумскулинга.