Я уже рассказывала о том, как живут наши соотечественники-хоумскулеры за границей: в Англии и Канаде, в Австралии и Китае. Теперь очередь за Америкой. Сегодня о своём опыте жизни без школы расскажет Сандра Козинцева из США.
— Сандра, расскажите про свой путь к хоумскулингу, пожалуйста. Что вас мотивировало? Есть ли в вашей семье опыт обучения в традиционных школах?
— Наши трое детей родились в Штатах, но русский язык для старших был первым языком, и дома мы говорим по-русски. Среди эмигрантских семей распространено мнение, что если вы хотите, чтобы ваши дети читали по-русски, то их нужно этому научить до того, как они пойдут в школу и научатся читать по-английски.
Школа здесь начинается с 5 лет, а для того, чтобы ребенок к пяти годам уверенно читал по-русски, стартовать приходится где-то в три с половиной года. Со старшей дочерью мы приступили к обучению, когда ей было 3 года 9 месяцев. По чуть-чуть, 10-15 минут в день, но занимались. За три месяца разобрались с совсем простыми короткими словами в букваре, а дальше ей было еще сложно. Поэтому я взяла пособие для обучения чтению на английском языке, и мы начали заниматься по нему: за те же три месяца выполнили задания в первых комплектах тоненьких книжек. А потом опять стало слишком сложно, и мы вернулись обратно к русскому. И так, двигаясь туда-сюда, за год ребенок полностью освоил букварь на обоих языках и перешел к книгам. В итоге к тому времени, когда нужно было идти в школу, дочка читала на уровне второго класса, а не киндергардена (аналог воскресной школы, нулевого класса), куда бы она должна была пойти по возрасту. С математикой получилось примерно так же — начали заниматься по тетрадкам Петерсон, дочке нравилось, она это называла «играть в математику», к началу школы по местной программе она тоже была на два года впереди.
Идти в настоящую школу большого смысла не было. У нас в городе есть виртуальная школа — дети ходят на настоящие занятия раз в неделю на два с половиной часа, а остальное время занимаются дома. Школа дает все материалы — учебники, рабочие тетради, методички для родителей, онлайн материалы, даже компьютер с принтером присылают. Вот в такую школу дочка и пошла. В самом начале ее там протестировали и сразу записали по математике и английскому во второй класс, а остальные предметы у нее были по возрасту, и группа, с которой она занималась в школе, тоже была ее возраста.
— Насколько семейное и альтернативное образование распространены в Америке?
— Домашнее образование здесь достаточно распространено: все про него знают, хотя и без подробностей. Относятся всегда положительно. В словах некоторых родителей чувствуется сожаление, что они по разным причинам не могут себе это позволить. Со стороны детей отношение тоже или нейтральное, или «О, как бы я тоже хотел учиться дома!»
— Какие есть варианты прохождения аттестаций для хоумскулеров в Америке?
— Аттестации… Это ОЧЕНЬ сильно зависит от места жительства, потому что законы в каждом штате свои. Там, где мы живем, в штате Иллинойс, закон максимально мягкий — домашняя школа приравнена к частной, так что никаких аттестаций сдавать не нужно. Регистрироваться тоже нигде не нужно, просто учишь ребенка дома и все. В конце, если ребенок хочет поступать в университет, то ему придется сдавать те же самые экзамены, что и остальным школьникам, вроде российского ЕГЭ. Плюс написать подробно, какие предметы он изучал последние 4 года и по каким учебникам. Это и будет его аттестат. Некоторые университеты запрашивают результаты экзаменов, которые подтвердят, что ребенок действительно знает материал. Все они в любом случае сдаются в старших классах, специальных тестирований проходить не нужно.
Мы побоялись идти этим путем, в основном из-за того, что дети были явно впереди программы, и если бы они остались учиться дома, а потом по какой-то причине им нужно бы было пойти в школу, то никаких документов, позволяющих им перескочить несколько классов по отдельным предметам, у них бы не было. Поэтому дети пошли в виртуальную школу, чартерную. Это что-то между государственной и частной. Обучение для нас бесплатное, но школа регулируется немного меньше, чем обычная. При этом дети должны, начиная с третьего класса, каждую весну сдавать те же тесты, что и все остальные ученики государственных школ. Сдается математика, чтение, письмо. Результаты, насколько я знаю, ни на что не влияют, т.е. если ребенок сдал плохо, оставить его на второй год не могут.
— О чем мечтают дети? И какое будущее вы сами для них видите?
— Старшим детям сейчас 14 и 15 лет, они заканчивают 9 и 10 классы. Они уже не учатся дома: средний ребенок пошел в школу в 7 класс, старший в ту же школу в 9. Это «магнитная» школа — туда нужно сдавать вступительные экзамены, там довольно большой конкурс среди поступающих, около 10 человек на место.
Старшая смотрит в сторону биологии и/или химии, то есть ее интересуют биохимия, биофизика, генетика — какая-то естественная наука и приложение математики к ней. Плюс она хочет продолжать заниматься музыкой. Многие университеты это разрешают, так что, скорее всего, наука будет ее главной специальностью, а музыка — дополнительной.
Средний ребенок пока не определился с тем, чего он хочет, но что-то в направлении инженерии и/или программирования.
— Сандра, как вы думаете, какие горизонты открывает для семьи и детей хоумскулинг?
— В нашем случае он дал возможность детям двигаться в том темпе, который был нужен ИМ, а не учебному заведению. В результате, к тому времени, когда они пошли в школу, дети были года на три впереди программы по математике. Младший, наверное, будет впереди не только по математике, но и по «науке», что даст ему возможность выбрать больше интересных предметов в старшей школе.
Второй момент — длина уроков. С дочкой таких проблем не было, а оба сына в детском саду и первом-втором классах не могли заниматься долго, им нужны были перерывы каждые 15 минут. Дома это было легко сделать — позанимался, отжался десять раз, позанимался дальше, сделал стойку на руках на полторы минуты (средний сын в это время занимался гимнастикой, так что умел и любил это делать), поехали дальше решать задачки. Как бы это выглядело в школе, я не знаю.
Третий плюс — это отсутствие страха озвучивать свою точку зрения и аргументировать ее. Часто школа отбивает у детей охоту думать и говорить то, что думаешь. Поскольку у моих детей школы долго не было, то сейчас они чувствуют себя совершенно комфортно, когда им надо задать какой-то вопрос в классе, потому что они что-то не поняли. Обычно оказывается, что не поняли не только они, но остальные спросить побоялись. Ну, и если это история или еще что-то похожее, то они совершенно не боятся не согласиться с учителем и объяснить, почему они считают, что то-то и то-то работает не так, как считает учитель, а совсем иначе. В старших классах учителя относятся к такому положительно, им главное, чтобы ребенок мог объяснить, ПОЧЕМУ он так считает, а переубеждать их там никто не пытается.