Некоторое время назад я уже писала о том, что забрала сына из школы, чтобы испытать на себе все радости семейного образования. С тех пор прошло уже полгода, и, пожалуй, мне есть, чем поделиться.
Без школы, но с любимыми занятиями
Начнем с главного. Мы до сих пор не вернулись в школу. И что уж скрывать — не собираемся. Вдохнув запах свободы, мы не горим желанием зависеть от уроков, звонков и дополнительных занятий. Возможно, вам захочется возразить мне: мол, это ваше желание, а не ребенка. Да, на такой вопрос я отвечала не далее, чем вчера: классный руководитель сына очень переживает за то, что я не пускаю его в школу.
Спешу успокоить: я не держу Лёву дома. Более того, я периодически у него спрашиваю, не надумал ли он возвращаться. В этот момент он смотрит на меня как на того, кто в июне предлагает покататься на лыжах, говорит: «Ты чего, мам? Нееет!» На этом разговор заканчивается. 🙂
Второй класс Лев закончил с двумя четверками. А на днях мы закрыли аттестацию за первую четверть третьего класса. И сделали это хорошо, на четверки и пятерки. Хотя если честно, то оценки играют далеко не главную роль по сравнению с другими бонусами, которые мы получили, выбрав свободу.
Лев по-прежнему занимается в секции шахмат (на сегодняшний день у него третий взрослый разряд) и в астрономическом кружке обсерватории. После долгих раздумий было принято решение уйти с секции дзюдо и попробовать свои силы в фехтовании. А еще он учится в музыкальной школе, занимается йогой и много-много гуляет и ходить в гости к друзьям. То есть занимается тем, что ему по-настоящему нравится и получает при этом знания с удовольствием. А детство таким и должно быть!
Образовательный процесс хоумскулера
Образовательный процесс в этом году мы решили планировать иначе. В качестве эксперимента мы учимся не по принципу «Один день = один предмет» (я рассказывала об этом в прошлый раз), а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т.д.
К слову, мы учились и летом. Листать учебник по математике на приморском бульваре оказалось еще ни с чем не сравнимым удовольствием 😉
Математика на приморском бульваре нам понравилась ☺
Вообще я сторонник версии, что стандартная организация образовательного процесса является неэффективной: в сентябре дети занимаются повторением пройденного в предыдущем классе, в апреле-мае школа занята подготовкой к экзаменам, новых тем уже нет да еще и три месяца, в течение которых большинство детей про умственный труд почти не вспоминает. В сухом остатке мы получаем шесть напряженных месяцев учебы и битье баклуш в оставшееся время. На семейном же образовании у ребенка есть возможность получать знания в максимально приятном темпе, не напрягаясь.
Таким образом, к моменту аттестации мы прошли даже больше, чем одноклассники. Но в этот момент я пришла к выводу, что семейное образование — это всегда немного — а может и много! — творчество и импровизация. Учебник по русскому оказался жутко скучным и непонятным, поэтому задания я придумывала сама, а видеоуроки мы смотрели на сайте interneturok.ru. Там же Лёва увидел лекции по физике и химии, которые никак не согласился оставить «на потом». В итоге сейчас он смотрит видеоуроки по этим предметам за 7 класс. А еще он попросил пойти по математике впереди программы, поэтому вдобавок ко всем обязательным ежедневным занятиям прибавились дополнительные примеры и задачи.
И пару слов об аттестации. По закону она проводится так, как решит школа. В нашем случае это раз в четверть. Русский и французский языки и математику сын сдает вместе с классом в виде четвертных контрольных работ. Окружающий мир и чтение — индивидуально, в формате беседы с учителем. По музыке нам засчитывают обучение в музыкальной школе, по физкультуре обязательна сдача нормативов. По изобразительному искусству и технологии учитель дает задания, которые ребенок должен выполнить дома, оценка за них и считается аттестационной. А по информатике Лев выполняет задания в рабочей тетради на печатной основе, которые потом проверяет учитель и ставит общую оценку.
Такой вариант аттестации в нашей школе, но, повторюсь, закон предполагает лишь сдачу всех учебных дисциплин, но не говорит о формате, поэтому в зависимости от учебного заведения. Он может очень отличаться.
Книги в помощь
Я уже рассказывала о том, какие книги у нас в приоритете. За последние месяцы список любимых книг у моего сына стал намного больше. Из МИФовских он проглотил «Детектив Пьер распутывает дело» и «По горячим следам». Мне кажется, для мальчишек лет 8-10 это вообще огромная находка: что-то найти, разгадать, додумать — это же просто прелесть!
С нетерпением сын дождался книгу «Как все устроено сегодня». О, это не просто книга! Как устроена ракета, что такое квадрокоптер и что внутри у реактивного ранца. По-моему желание узнать самую суть механизмов, залезть внутрь любого устройства удовлетворено полностью.
Книга-мечта для каждого мальчишки
И еще одна книга, мимо которой пройти просто не представлялось возможным, — это «Профессор Астрокот и его приключения в мире физики». Первая книга про Астрокота стала нашим семейным мастридом, ее Лев перечитывал несколько раз. Вторую книгу мы тоже очень ждали. Как оказалось, не зря. Столько знаний о физике в простой и понятной форме, столько хорошего юмора! А иллюстрации и шероховатые страницы — просто ах!
Кстати, небольшой лайфхак. Дети любят соревноваться. Я решила «сыграть» на этом. Мы соревнуемся в количестве прочитанных книг. У нас даже есть списки. Это очень стимулирует к чтению! С начала года у Лёвы более 30 прочитанных книг. Это чуть меньше, чем одна книга в неделю. Неплохо, мне кажется.
Наши списки примерно так и выглядят
Продолжать или закончить?
И опять я задаюсь вопросом «А что дальше?». И опять честно отвечаю: не знаю. Возможно, рано или поздно Лев вернется в школу (хотя я надеюсь, что нет, но приму любое решение сына). Возможно, к пятому классу наш хоумсклинг трансформируется в очно-заочное образование, и сын будет ходить в школу на отдельные предметы. А может, ничего и не изменится, и школьная система останется чем-то чужим для нас. В любом случае я буду исходить из желаний ребенка и принципов гуманной педагогики. В этом плане мне очень нравится фраза великого педагога Шалвы Амонашвили: «Если вам доверили на воспитание ребенка, верните его крылатым».