Если вы хоть раз задумывались о семейном образовании для своего ребёнка, то наверняка в голову приходила мысль: а кто меня поддержит? Да, идти, в каком-то смысле, против системы — сложно. И на этом пути так важна поддержка и опора в виде успешных примеров.
На этот раз подготовила для вас отрывки из выступления президента Ассоциации развития семейного образования (АРСО) Алексея Семёнычева. У Алексея трое детей-хоумскулеров и популярный в интернете проект «Альтернативное образование в России».
О стандартах в образовании
Родителям хоумскулеров школы часто говорят: «Ваши дети не учатся!». А у вас учатся?! Если из тридцати человек в классе двое получают пятёрки, то, значит, дети учатся? Просто у вас один стандарт — пятёрки и четверки, а у нас другой стандарт — чтобы человек нашёл себя и учился жить. Научился жить так, как он хочет.
Алексей Семенычев
Мы, родители, все учились в традиционных школах. Если вы займётесь семейным образованием, внезапно поймёте, что, например, вы не знаете, что такое звонкие и мягкие звуки. А это, между прочим, второй класс.
Фонетический разбор — страшное дело, а математика — убийственная сила. Некоторые жалуются: дети в седьмом классе не могут найти корень! В средней школе даже таблицу умножения знают плохо. И эта система нас учит жизни и запрещает ковыряться в носу…
В школе всё очень интересно устроено. Когда всё хорошо идёт, значит учителя молодцы. А если ребенок плохо учится, кто виноват? Семья. Вызывают родителей и спрашивают: «Почему это у ВАС ребёнок плохо знает таблицу умножения, что ж вы его недоучили, а? Вот видите — Вася, его учитель хорошо учил, он таблицу умножения знает. А вы со своим ребёнком почему плохо учили таблицу умножения?»
О родительских страхах
Вы боитесь, что на семейном образовании будет что-то не получаться? Открою страшную тайну: так и будет. Иногда получается хуже, чем мы запланировали. Да, мы все не идеальны. Но эта неидеальность рождает ощущение жизни, ощущение того, что вы что-то делаете для ребёнка.
Эволюция происходит только потому, что мы все время сомневаемся и пытаемся сделать по-другому. Мы так устроены.
К слову, и не все дети в обычной школе успевают за программой, но ничего, все живы-здоровы, потом сдают экзамены, поступают в вуз, ещё никто от этого не умер.
О социализации
Ещё один упрёк, который слышат родители хоусскулеров: «А как же социализация?»
Ладно, а как у них? Один психолог на всю школу, один! А потом эти люди приходят и говорят: а вы знаете, у нас в четвёртом классе наркомания, у нас в школе стреляют, а у нас учителей бьют! Знаете, в среде семейного образования наркомания редка, если она есть. А вот убийств нет совсем.
Об учебном процессе и воспитании
Когда вы столкнётесь с семейным образованием, вы поймёте, что это очень просто. Для того чтобы пройти школьную программу самостоятельно, в день достаточно заниматься всего пару часов. Поэтому продумать дополнительные занятия — это очень важный момент, чтобы ребёнок не сидел дома. Крупные города дают детям множество возможностей развития, которые не может дать школа: кружки, занятия в библиотеках, музеях, при этом часть из них бесплатна.
И уровень того, что даётся в этих кружках, вполне сопоставим с уровнем школы. Но есть один значимый плюс: отсутствие стресса. Оценок нет, преподаватели совершенно другие, коллектив детей другой. Они даже думают по-другому!
Когда вы приводите ребёнка на дополнительные занятия по математике, там будут дети, которые тоже интересуются математикой, и адекватные родители, которые тоже стараются водить ребёнка куда-то ещё, кроме школы, чтобы он развивался. Это просто другая тусовка!
Учась в школе, дети завязывают отношения с одноклассниками. Но ведь никто не обязан общаться с людьми, с которыми связан только двумя факторами — географическим положением и одинаковым возрастом?
О мотивации и вдохновении
Я считаю, что новая жизнь — это не новые компьютеры, это новое отношение к детям. Само образование — вторично. И самое главное в семейном образовании именно то, что оно позволяет заниматься воспитанием в достаточной мере. Ведь школа отвечает за знания, но не даёт воспитания.
Я хочу, чтобы вы поняли, что это не так сложно, как кажется, и что всегда можно найти формат того, как вы это будете делать. Например, не обязательно забирать ребёнка из школы на все 11 лет.
В любом случае, тот же образовательный результат, что в школе, можно легко получить на семейном образовании. Но многим нужно что-то ещё: ощущение свободы. Для меня семейное образование открыло множество возможностей. Оно открыло возможность общаться с удивительными людьми. У меня появилась возможность написать две книги.
Забрав ребёнка из школы, вы увидите, насколько начнете раскрываться сами. В сообществе «семейников» очень много необычных людей. Одни живут во Франции, вторые в Чехии, третьи перебрались в родовые поместья. Многие в походы ходят целыми днями, другие музыкой занимаются, третьи книги пишут и стихи сочиняют.
Это очень важно. То, что делаете вы, будет отражаться на ребёнке. Поэтому следите за собой, следите за тем, что вы делаете и тем, как вы живёте. Детство наших детей — это всегда слепок нашего отношения к ним и слепок вашей собственной жизни. Если вы делаете свою жизнь полной и интересной, если в ней много всего замечательного — поездок, увлечений, хобби, друзей — так же будут жить и ваши дети.