Всегда интересно, как живут в других странах люди с близкими нам ценностями и интересами, не правда ли? Чтобы немного приоткрыть завесу тайны, сделала для вас перевод статьи Мэри Прайд. Она — американка и мама девяти детей, обучающихся в форме семейного образования.
***
Названия забавны. Возьмите слово «хоумскулинг». О чем вы подумали? Если вы сказали: «Школа дома», я не удивлюсь. «Домашний» + «школа» — не остается других вариантов.
Но есть два принципиально важных момента:
1. Обучение на дому — хоумскулинг — не является «школой». Это совершенно другой подход к образованию.
2. Домашнее обучение не обязательно происходит дома.
Если хоумскулинг — это не школа, то что это такое?
В верном понимании хоумскулинг — это образование, разработанное родителями. Это автоматически делает его принципиально отличным от образования, разработанного чиновниками. Он также резко отличается от «частного» обучения. Независимо от разговоров об индивидуальных подходах, на практике частные школы готовят и используют обычный учебный план для учителей и стандартные учебники.
Таким образом, хоумскулинг не является «школой», когда дело доходит до того, кто отвечает за разработку учебного плана. Вовлеченность и активное участие родителей в создание учебной программы радикально отличается от того, что происходит в любой школе.
Удивительно, на первый взгляд, учебная программа, разработанная родителями, дает лучшие результаты, чем учебная программа, разработанная профессиональными педагогами. Именно об этом говорят многие исследования. Причина этого на самом деле весьма проста: учебная программа, выбранная из всех возможных вариантов (а скромный список, «одобренный» государственным или школьным советом) и нацеленная на конкретного ребенка априори дает лучшие результаты.
Хоумскулинг также не является «школой», когда речь идет о планировании и приоритетах. У тех, кто учится дома, нет собраний, звонков на урок и предметов, которые то и дело вводят на законодательном уровне. Если нам это не нужно, то этого и нет!
Это означает, что у детей, обучающихся дома, есть гораздо больше возможностей сконцентрироваться, чем у тех, кто посещает школу, где нужно постоянно прерываться на середине придумывания проекта, решения примера, выполнения письменного задания и т. д.
Человек не живет в одиночестве. Вот почему наши соседи продолжают задавать нам этот старый вопрос: «А как насчет социализации?» На самом же деле они подразумевают под этим «Может ли ваш ребенок стать полноценным взрослым, когда просто сидит дома, выполняя там проекты и уроки?»
Наши бедные соседи ошибаются, когда представляют семейное образование именно так. Какая дикая мысль: будто родители, которые платят за уроки искусства, музыки и балета, которые возят детей на футбол и каратэ, подписывают их на образовательные курсы в интернете или водят на занятия в местные общинные центры, являются теми, кто только и делает, что держит детей дома!
Единственное, что мы, «настоящие» хоумскулеры, делаем в дополнение к обычным родителям — добавляем академические уроки дома, нанимаем детям репетитора или покупаем доступ к образовательным ресурсам в интернете. Иными словами, как только мы понимаем, что хоумскулинг не является «школой дома», мы получаем возможность искать образовательные приключения в любом месте в реальном мире. Весь мир — наша школа. И мы всегда находимся в учебном классе.