Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
365 дней вместе
«Решать тебе». Помогаем ребенку стать более самостоятельным
3 апреля 2023 22 044 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Недавно мы говорили о том, как важно позволять ребенку принимать решения. Это развивает самостоятельность, помогает противостоять стрессу и дает чувство контроля над своей жизнью. Сегодня разберем, как предложить выбор детям разных возрастов. Примеры и советы нашли в книге «Самостоятельные дети».



Самостоятельные дети

Речь с сигналами

Чтобы поощрять ребенка к принятию обоснованных решений, вы должны быть рядом и направлять его. Вы можете сказать: «Я верю, что ты примешь правильное решение. В конце концов, решать тебе, но я хочу быть уверен(а), что твое решение будет лучшим из возможных, поэтому я хотел(а) бы помочь тебе обдумать плюсы и минусы каждого варианта. Кроме того, я хочу, чтобы ты поговорил с людьми, у которых больше опыта, и выслушал их мнение. Наконец, я думаю, важно, чтобы мы вместе обсудили возможный план Б, если результат твоего решения будет не таким, как ты ожидаешь».

В этой «речи» много сигналов. Прежде всего, вы сообщаете своему ребенку, что доверяете ему. Вы ясно даете понять, что вы рядом и поддерживаете его. Вы помогаете ему продумать, какая информация ему нужна, чтобы принять правильное решение. И помогаете противостоять неудачам, трактуя ошибочный шаг не как провал, а как сигнал о том, что пора придумать другой план.

Очевидно, что такая речь — слово в слово — подойдет не для всякого возраста. Но ее основные принципы можно использовать даже с маленькими детьми. Вот несколько примеров того, как выглядит речь «Решать тебе» применительно к разным возрастным группам.

 

Малыши

Предложите ребенку выбрать между двумя нарядами. Или, если малыш уже пробует одеваться, пусть оденется сам, а вы предложите помощь, но не навязывайте. Детям может понадобиться целая вечность, чтобы надеть штаны, и они могут отчаяться из-за своей неспособности сделать это легко и правильно. Но они учатся осваивать важные навыки.


Возможно, наряд будет забавным или нелепым — порадуйтесь за вашего самостоятельного кроху. — Источник

Можно предложить ребенку сделать самостоятельный выбор в более широких рамках: «Хочешь поиграть с кубиками или порисовать?».

 

Дошкольники

Хорошие воспитатели знают, что одна из самых значимых вещей, которые они могут предложить детям, — это возможность принимать решения, как проводить свое время. Вот почему «время свободных игр» — важная составляющая мира дошколят.

Когда дети маленькие, наша основная задача — демонстрировать им, что они что-то решают сами.


Выдумать новый вид печенья и постряпать его — тоже отличная идея. — Источник

Когда дети играют свободно, они принимают самостоятельные решения, как проводить свое время. Они задают такие вопросы: что мне сделать из этой картонной коробки — поезд или замок? Наряжать ли мне вон ту куклу или эту? Построить ли из Lego самолет или ветеринарную клинику? Поиграть в переодевания или раскрасить картинки?

 

Учащиеся начальных классов

По мере взросления детей можно предлагать им больше вариантов того, в каких мероприятиях участвовать, какие продукты употреблять, чтобы быть здоровыми, и какой график позволит им лучше высыпаться. Дети начинают лучше понимать смысл фразы «Решать тебе».

Можно сказать так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти в кино сегодня вечером, и я тоже. Я разрешу тебе принять решение самому, но сначала давай подумаем о плюсах и минусах. Поскольку сегодня премьера, вполне вероятно, что будет длинная очередь, поэтому нам нужно будет прийти в кинотеатр пораньше и подождать. На улице холодно, и ты можешь замерзнуть, пока мы будем ждать. Хотя было бы весело смотреть фильм в первый же день со всеми, кому он действительно интересен». Допустим, ребенок решает все-таки пойти в кино. Тогда вы можете сказать: «Отлично. Давай продумаем и план Б на случай, если что-то пойдет не так, как мы планируем. Если тебе надоест стоять в очереди или нам не достанутся билеты, как думаешь, что нам тогда делать?».

Конечно, поход в кино — довольно безобидное предложение, но дети младшего школьного возраста способны принимать правильные решения и в тех случаях, когда речь идет о более серьезных вещах.

 

Средняя школа

Одно из самых важных решений, которое родители принимают за детей, — поступать ли им куда-то после 8 или 9 класса. На протяжении многих лет мам и пап мучает вопрос: «Где лучше всего учиться моему ребенку?». Авторы книги всегда отвечают: «Вам лучше спросить, как помочь ребенку найти для него лучшую школу».

Билл работал с мальчиком по имени Макс: у него были проблемы с обучаемостью, и с первого по восьмой класс ему нужна была коррекционная школа. Макс стремился вырваться из нее. А его родителей беспокоил возможный переход в школу с менее благоприятной обстановкой. Психолог порекомендовал родителям сказать Максу, что он примет решение сам и что они сделают все возможное, чтобы помочь ему сделать правильный выбор. Билл изучил несколько вариантов частных школ. На встрече с Максом он рассказал мальчику, какую поддержку тот мог ожидать, поступив в государственную среднюю школу. Макс серьезно отнесся к процессу принятия решения. Он задавал вдумчивые вопросы. В итоге пришел к выводу, что ему нужна поддержка в процессе обучения, которую предлагали в старой школе, и решил остаться там. Затем он успешно (и счастливо) учился там, и его уверенность в себе значительно выросла.

 

Старшеклассники

Многим родителям старшеклассников трудно дается подход «Решать тебе». Известно, что подростки находятся в зоне больших рисков и особенно легко поддаются давлению со стороны сверстников. Помните уроки вождения, знакомства и вечеринки в старших классах? Ничего не изменилось. Но есть и хорошая новость: как показывают современные исследования в области развития мозга подростков, подростки не считают себя бессмертными. Они хорошо осведомлены о рисках, связанных с их поведением. Действительно, они делают больший акцент на возможные положительные результаты какого-либо поступка, чем на потенциальные риски. Эксперты называют это гиперрациональностью.

Пытаясь искать решения проблем с подростком, не забывайте о свойственной ему гиперрациональности и помогайте как следует взвесить все негативные последствия.


Подростки заинтересованы в том, чтобы их жизнь сложилась удачно. — Источник

Если же подростки не понимают вас, а ваш подход совместного решения проблем отталкивает их, предложите вернуться к более автократичной системе. «Ладно, — говорите вы, — можно и не обсуждать это вместе. Однако в таком случае ты на три дня лишаешься машины». Почти наверняка в ответ вы услышите: «Хорошо, давай обсудим».

Часто мы не даем ребенку принять решение, потому что боимся его ошибки. Но позволяя детям время от времени терпеть неудачи (и показывая, что готовы помочь выбраться из тупика), мы помогаем им развиваться. Главное — вместе обсудить неудачный выбор и подумать, как избежать такого результата в будущем.

 

По материалам книги «Самостоятельные дети»

Обложка поста — unsplash.com

 

Похожие статьи