Психология
Как поддержать ребенка, если ему сложно общаться со сверстниками
14 ноября 2021 1 184 просмотра
Психология
Как поддержать ребенка, если ему сложно общаться со сверстниками
14 ноября 2021 1 184 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Некоторые дети вспыльчивы, чрезмерно реагируют даже на незначительные раздражители, распаляясь настолько, что до них трудно донести разумные доводы. Дети, которые не справляются с собственными эмоциями, часто очень ранимы и чувствуют себя несчастными. При общении они ощущают угрозу со стороны окружающих и считают, что весь мир против них.

Чтобы приобрести и сохранить друзей, им нужно научиться контролировать эмоции и правильно выражать их, а также лучше понимать точку зрения других людей. Публикуем несколько советов из книги «Дружелюбные».

1. Признать наличие проблемы

Анализ возникающих у ребенка трудностей в общении требует большого такта. Возможно, он не пожелает или не готов признать наличие проблемы, не говоря уже о ее обсуждении. В таких случаях важно убедить его в том, что вы не собираетесь вмешиваться в его взаимоотношения, а просто хотите выслушать его.

Однако ребенок может не понимать, что именно он делает не так и как это воспринимают другие. По этой причине следует начать с осторожного разговора о сложившейся ситуации. У совместного подхода к решению проблемы есть свои преимущества: дети чувствуют себя полноценными участниками процесса, а не просто подчиняются требованиям взрослых.

Позвольте ребенку самому решать, какие аспекты проблемы он хочет обсудить и в какое время.

Чтобы вовлечь его в дискуссию и мотивировать на это, помогите ему понять, что он получит в результате. Таким образом ваш ребенок сможет осознать выгоду от усилий, направленных на изменение образа его мыслей и действий.

2. Осознать последствия своих поступков

Если ребенок в общении с друзьями пытается добиться своего любыми путями и его действия при этом импульсивны или агрессивны, объясните ему, что такое поведение негативно влияет на других детей: они расстраиваются или обижаются и в итоге начинают избегать его.

Один из способов — обратиться к литературным произведениям, герои которых страдают от последствий неконтролируемых вспышек гнева. Для детей постарше полезен просмотр телесериалов или кинофильмов, герои которых попадают в похожую ситуацию.

3. Научиться сохранять спокойствие

Как только ребенок поймет, что его агрессия плохо воспринимается сверстниками, объясните ему, как сосредоточиться на сохранении самообладания, чтобы избежать вспышек гнева. Прежде всего ему нужно научиться отслеживать признаки возбуждения и применять методы успокоения до того, как гнев вырвется наружу.

Саморегуляция — это навык, позволяющий распознавать свои эмоции и управлять ими. Методы саморегуляции, приведенные ниже, позволяют снизить физическое напряжение и эмоциональный накал; их эффективность не раз доказывалась на практике. Позвольте ребенку самому выбрать способ, лучше всего помогающий ему сохранять спокойствие.

Методы отвлечения

  • Физическое удаление — например, уход или перемещение в спокойное место.
  • Физическая активность — например, пойти прогуляться и подышать свежим воздухом, чтобы остыть и успокоиться.
  • Мысленная репетиция — например, счет до двадцати, повтор фразы вроде «Я спокоен».
  • Альтернативные действия для переключения физической активности на какой-либо предмет — например, порвать на мелкие кусочки лист бумаги, потеребить в руках мягкую игрушку, сжимать и разжимать антистрессовый мячик.

Методы релаксации

  • Осознанное дыхание — например, медленное дыхание через нос на счет «раз, два» и выдох через рот на счет «раз, два, три, четыре» или «надувание шара» (делая вдох, вы представляете, будто наполняетесь воздухом, как воздушный шарик, а затем сдуваетесь, медленно выдыхая).
  • Уход в безопасное место — например, в тихий уголок дома или в школе. В идеале это должно быть уютное, мирное и спокойное место.
  • Отталкивание гневных мыслей путем визуализации их исчезновения и замены на счастливые и безмятежные — например, можно представить, как гнев смывают волны на берегу, как вы засовываете чертика обратно в табакерку, как падающие снежинки остужают гнев.

Предвзятое мышление

Некоторые дети трактуют действия других людей как оскорбительные и враждебные независимо от того, что человек действительно хотел сделать. Если это войдет в привычку, могут пострадать отношения с друзьями. Обвинение кого-то в провоцировании конфликта даже в нейтральных ситуациях называется предвзятым мышлением. Это одна из главных причин, по которой ребенок продолжает вести себя враждебно: таким образом он защищается.

Предложите ребенку попытаться исходить из благих намерений — оценивать действия других людей в положительном смысле, а не думать, что они нарочно расстроили его или сознательно причинили ему вред.

Постарайтесь внушить ребенку, что всегда лучше предполагать добрые намерения, чем злые. Имейте в виду, что некоторым детям это очень тяжело дается.

Говоря с ребенком о социальных ситуациях, с которыми ему сложно справиться, полезно изучить его объяснения своего поведения и действий других участников. Затем вместе определите, какие подробности не очень значимы для выяснения причины произошедшего, а какие весьма существенны. Это поможет ребенку выработать новый, более продуктивный образ мышления. Вот что для этого можно сделать.

Беседы об атрибуциях (причинах поведения человека)

1. Обсудите социальную ситуацию, представляющую собой проблему для вашего ребенка. Сосредоточьтесь на событии и на поведении (действиях) вашего сына или дочери и других детей.

2. Выясните, каковы атрибуции вашего ребенка, то есть его объяснения событий или действий. Это поможет вам понять, нейтральны ли они, позитивны или враждебны и негативны по отношению к людям.

3. Поставьте под сомнение некоторые враждебные атрибуции и покажите на примерах, что бывают более нейтральные и позитивные версии. Например, враждебную атрибуцию «Они не принимали меня в игру, потому что ненавидят меня!» можно заменить более мягкой: «Они, наверное, не принимали меня в игру , потому что не знали, что я хочу поиграть с ними» или «…потому что игра уже началась».

Ребенок постепенно начнет понимать, что объяснения происходящего бывают разные и влекут за собой различные действия. Он сделает вывод, что в состоянии контролировать свое отношение к событиям, а следовательно, и свою реакцию на них.

4. Предложите ребенку поставить себя на место других детей, чтобы видеть ситуацию с разных точек зрения. Это позволит ему понять, как его воспринимают, и в то же время усомниться в негативных атрибуциях, например: «Возможно, они не видели, что я хотел поиграть с ними»

5. Рассмотрите разные способы трактовки подобных ситуаций и реакции на них в будущем. Тогда в следующий раз ребенок задумается о своем отношении к происходящему и о том, как попытаться присоединиться к игре.

Позитивные навыки

Если ребенок обозлен или очень взвинчен, он вряд ли в состоянии думать о подобных техниках. Именно поэтому важно практиковать их в спокойном состоянии, тогда в следующей стрессовой ситуации он, скорее всего, сможет притормозить и поискать альтернативные атрибуции, вместо того чтобы впадать в гнев.

Аналогичным образом можно научить его управлять эмоциями, играя в ролевые игры и размышляя о сюжетах книг и фильмов (что сказали и сделали бы персонажи в подобных обстоятельствах), а также управлять поведением в различных социальных ситуациях. Это поможет развить позитивные навыки, которые с большей вероятностью будут использованы в состоянии стресса или гнева.

Подготовлено по материалам книги «Дружелюбные».

Рубрика
Психология

Похожие статьи