Прочее
Как понять, готов ли подросток к самостоятельной жизни
8 июня 46 431 просмотр
Прочее
Как понять, готов ли подросток к самостоятельной жизни
8 июня 46 431 просмотр

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Физическое развитие детей проходит с разной скоростью, и то же самое относится к их мозгу. После окончания школы многие подростки уезжают из родительского дома, но не все справляются с этим вызовом. Дети перестают следить за питанием, не могут организовать самостоятельную учебу в колледже или университете, впадают в депрессию или, наоборот, пускаются во все тяжкие, гуляя ночи напролет.

Как понять, готов ли ребенок уехать из дома? Нейропсихолог Уильям Стиксруд и специалист по обучению Нед Джонсон в книге «Самостоятельные дети» приводят 10 вопросов, ответы на которые помогут понять готовность подростка к взрослой жизни.

Самостоятельные дети

1. Берет ли он на себя ответственность за свою жизнь?

Кто инициировал поиск учебного заведения (если ребенок уезжает поступать)? Если вы собирали за ребенка документы, писали за него сочинения, письма, скорее всего, он не готов.

Некоторые дети настолько защищены, что к семнадцати годам не очень понимают, как самостоятельно заботиться о себе, — они даже не представляют, что для этого нужно. Можете ли вы отправить своего ребенка жить в нерегулируемой среде, если он никогда не задумывался о том, чтобы постирать свои вещи или приготовить еду?

Нед Джонсон однажды занимался с ребенком, который понятия не имел, что такое сито. «Оно похоже на дуршлаг», — сказал Нед. Парень тупо уставился на Неда. «Ну, знаешь, — продолжил Нед ободряюще, — когда варишь спагетти, после того как они сварились, ты перекладываешь их в дуршлаг, чтобы слить воду. Это такая металлическая штука с дырочками внизу». «Я не готовлю. Никто в моей семье не готовит», — ответил парень. «Ух ты, наверное, вы часто ходите по ресторанам», — сделал вывод Нед. «Да нет, — ответил мальчик, — у нас есть домработница».

Очевидно, наличие домработницы не лишает права посещать колледж или университет. Но в этом случае ребенок рос с уверенностью, что для него все должны делать другие люди. Когда он поступил в Университет Джорджии, все пошло не так. Нед встретил этого юношу во время осенних каникул в День благодарения, и мальчик объявил, что все в колледже «такие тупые, просто кучка идиотов». Он вылетел к концу первого семестра. У него вообще не было чувства ответственности за свою жизнь. Это же он не сам ушел, то есть его неудачи были чьей-то виной.

2. Ваш ребенок адекватно себя воспринимает?

Знает ли он, что именно ему дается тяжело и как это на него влияет? Признаёт ли он, что, когда спит меньше восьми часов, становится раздражительным? Известно ли ему, что в состоянии стресса ему поможет пробежка? Понимает ли, когда работает лучше всего и когда ему нужно отдохнуть? Знает ли, с чем ему может понадобиться помощь во время учебы? Вы можете сказать, что даже многие взрослые не сумели бы ответить на эти вопросы. Но для того, чтобы ваш ребенок успешно освоился в университетской среде, жизненно необходимы базовый уровень самовосприятия, готовность заботиться о себе и умение модерировать или менять поведение, если это необходимо для его же собственного блага.

3. Достаточно ли у вашего ребенка саморегуляции, чтобы жить самостоятельно?

Может ли он ложиться и вставать сам и чувствовать себя отдохнувшим? Если его сосед по комнате не ложится до четырех утра, сможет ли он придерживаться собственного распорядка? Может ли он регулировать использование гаджетов и игры? Если он курит или употребляет алкогольные напитки, знает ли он, когда остановиться? Если ответ на любой из этих вопросов «нет», лучше задуматься о том, чтобы отложить обучение до тех пор, пока ваш ребенок не разовьет в себе более высокий уровень самоконтроля.

4. Есть ли у вашего ребенка адекватная мотивация к учебе?

Может ли он отказаться от веселья, когда надо делать домашнее задание? Просит ли поддержки, когда нужно? Сдает ли в срок рефераты и приходит ли вовремя на встречи? Может ли работать над проектом несколько часов?


Как ребенок справляется с учебой? Источник

Нед встречался с Джоэлем два раза в неделю в течение первого года обучения в старших классах школы. Отец мальчика объяснил, что Джоэль не хочет выполнять никаких заданий, кроме занятий с репетитором, поэтому Нед должен просто попытаться эффективно использовать время, которое они проводят вместе.

Джоэль нацелился на университет, где учились все члены его семьи. Он прекрасно знал математику, но испытывал сложности со словарным запасом. Каждую неделю он спрашивал Неда: «Как думаете, я могу получить 700 баллов?» Нед отвечал: «Да, конечно. У тебя может получиться. Тебе просто нужно несколько минут каждый день заниматься лексикой, и постепенно ты достигнешь желаемого».

«Хорошо, — отвечал Джоэль, — дайте мне какие-нибудь задания». На следующем уроке он появлялся (как предупреждал Неда отец мальчика), не выполнив домашнюю работу, и снова спрашивал: «Как думаете, я смогу получить 700?» Похоже на «День сурка». Он постепенно добился прогресса, главным образом потому, что родители поддерживали его и он посещал занятия Неда дважды в неделю. Но когда он поступил в университет, то оказался сам по себе и не закончил даже первый семестр. Стоит ли удивляться?

Слишком часто родители несут своих детей на руках все 42 километра марафона, а затем ставят на ноги, когда финишная черта уже видна.

Когда дети пересекают ее, все обнимаются и поздравляют их. Но это не дети достигли финиша. Это не их заслуга — и они это знают.

Вы не обретете чувства контроля над своей жизнью, избегая тяжелой работы или получая незаработанные призы. Это чувство возникает в результате усердия и целеустремленности. Большинство людей гордятся своими шрамами. Мало кто из бегунов хвастается, за какое время бежит марафон, но они с удовольствием рассказывают о мозолях, судорогах и о том, как однажды еле доползли до финиша… но все же доползли. Мы становимся сильнее от того, во что вкладываемся и чего достигаем сами.

5. Может ли ваш ребенок самостоятельно справляться с повседневными делами?

Назначает ли он сам встречи и приходит ли на них вовремя? Занимается ли сам стиркой своих вещей? Умеет ли выбирать, с кем общаться? Может ли следить за важными вещами, такими как кошелек и ключи? Многие первокурсники звонили своим родителям, когда не могли попасть в общежитие. Но что могут поделать мама и папа на расстоянии сотен, если не тысяч километров? Может ли ваш ребенок решить проблему самостоятельно? Или, еще лучше, просто не терять ключи?

6. Может ли ваш ребенок регулировать или снимать стресс здоровыми способами?

Все испытывают стресс. И каждый ищет способ его облегчить. Если у вашего ребенка нет здоровых способов снять стресс, он найдет нездоровые. В студенческих городках было бы гораздо меньше пьянства и курения, если бы студенты больше спали, делали физические упражнения и медитировали.

7. Не перегорел ли ваш ребенок?

Нед видит много измученных детей, которые чувствуют себя так, будто бегут по вечной беговой дорожке. Его ученица Элейн сказала: «Когда я думаю о том, что все, чем я занималась в старших классах, было ради оценок и баллов, я чувствую, что потратила впустую четыре года своей жизни. У меня не было ничего веселого».


Учеба в университете может принести еще больше стресса. Источник

Многие встревожены или в депрессии, и при попадании в нерегулируемую среду их состояние лишь усугубится. У одних разовьются расстройства пищевого поведения, у других — злоупотребление алкоголем, чтобы выпустить пар или нанести себе вред. И родителей не будет рядом, они не увидят, что происходит. У вашего перегоревшего ребенка есть здоровые механизмы выживания? Знает ли он техники управления стрессом? Умеет ли устраивать себе перерыв время от времени?

8. Обладает ли ваш ребенок достаточными навыками в обучении для уровня того учебного заведения, которое вы выбрали?

Студенты университетов должны уметь читать, понимать и запоминать информацию из текстов на уровне университета со скоростью, позволяющей им завершать чтение, рефераты, задачи и другие задания в срок. Кроме того, они должны уметь планировать, организовывать и расставлять приоритеты в своих многочисленных задачах и адекватно готовиться к экзаменам. Многие дети поражены объемом работы и резким повышением планки в учебе.

9. Если вашему ребенку понадобится академическая поддержка, попросит ли он о ней и воспользуется ли ею?

Многие ученики старших классов с нарушениями обучаемости, СДВГ и расстройствами аутистического спектра неохотно пользуются предложенными им специальными условиями, такими как дополнительное время для сдачи тестов или возможность прослушивать аудиокниги. Эта практика волшебным образом не исчезает в университете. Многие ученики возмущены или смущены тем, что им предлагают помощь или занятия с репетитором, чтобы улучшить навыки письма, поэтому они отказываются от репетитора и от дальнейших усилий.

10. Обладает ли ваш ребенок достаточными социальными навыками, чтобы ориентироваться в сложной социальной среде?

Уязвимым в социальном плане студентам бывает очень трудно одновременно решать новые академические задачи и соответствовать социальным требованиям общежития и вызовам самостоятельной жизни. Многим детям, не умеющим общаться с окружающими, будет особенно сложно. Возможно, они хорошо учатся самостоятельно, но сумеют ли они наладить дружеские отношения и разрешать конфликты со своими друзьями и соседями по общежитию? Смогут ли разобраться в водовороте студенческих вечеринок и попоек, а также противостоять опасности подсесть на такие развлечения?

 

Когда родители ответят на эти вопросы честно, многие из них решат, что их ребенок не готов жить отдельно… по крайней мере, сейчас. Что же делать? В книге «Самостоятельные дети» подробно описано, как прививать детям самостоятельность. Если кратко: нужно давать им возможность самостоятельно разбираться с проблемами, но при этом быть готовым помочь в сложный момент. Самостоятельная жизнь — это то, что нужно заработать. Прежде всего здоровым отношением к себе и окружающим.

 

Обложка поста: unsplash.com

 

Похожие статьи