Чем ближе школьный выпускной, тем больше решений приходится принимать. От выбора экзаменов до поиска подготовительных курсов. Хорошо, когда эти решения идут от подростка. А что делать, если ребенок не знает, чего хочет? Сооснователь Smart Course (компания создает продукты, развивающие осознанный выбор у подростков) Тимур Жаббаров рассказал о самой большой «боли» родителей — как помочь ребенку сделать самый важный выбор в жизни.
— Тимур, с какого возраста стоит задумываться о выборе профессии?
— Я поставил бы вопрос по-другому. Проблема подростков не в том, чтобы выбрать профессию, а в том, чтобы вообще стать ответственным, научиться выбирать и принимать решения. Проявляется это и в ситуации, когда ребята не могут определиться с выбором вуза или ЕГЭ. Если же отвечать на твой вопрос, то мудрый родитель может начать обращать внимание на желания ребенка, начиная с его трехлетнего возраста, и поддерживать его в этом направлении. Самому же ребенку вплоть до 7 класса тема профессии наглухо не интересна, поэтому впрямую об этом говорить бесполезно. Но это не значит, что не нужно предпринимать шаги в этом направлении — расширять карту представления ребенка о мире, о доступных занятиях, о себе самом. И тогда у ребенка возникнет свой внутренний запрос «что же мне делать дальше?», у него будет более широкая картинка, будет, из чего выбирать. И это очень ценно.
— То есть твой совет: до 7 класса расширять интересы — посещать всевозможные кружки, пробовать новое?
— Да. Но я не говорю о том, что нужно специально менять кружки, настаивать, чтобы ребенок все пробовал… Хочется оградить родителей от такого понимания. Круто поддерживать искренний интерес ребенка. Есть дети, которым в раннем возрасте становится интересно что-то одно. Если так произошло, можно порадоваться и развиваться в одном направлении. Мой совет относится к ситуации, когда у ребенка нет одной привязанности, ярко выраженного интереса.
— А что делать тем родителям, которые уже упустили этот момент и пытаются помочь с выбором профессии ребенку-старшекласснику?
— Я люблю рассказывать китайскую притчу. Звучит она так: «Лучшее время, чтобы посадить сад, было 30 лет назад. Второе лучшее время — сегодня». Другими словами, если не научились выбирать раньше, то надо это делать сейчас. Это означает, что нужно давать ребенку возможность принимать решения и отвечать за результаты. Вообще выбор университета, колледжа — это как марафонский забег. Теоретически марафон можно пробежать без подготовки, но это невероятно сложно. Так и с поступлением. Если бы ко мне обратился родитель, чей сын или дочь сейчас в 11 классе и не знает, что хочет. Я бы спросил, что у ребенка лучше всего получается, и посоветовал идти в этом направлении. Можно провести аналогию с высоким забором — его нужно просто перепрыгнуть, а как именно, не так важно. ЕГЭ, выбор места учебы — это все настолько напряженно, что этот рубеж просто надо преодолеть. А когда забор будет перепрыгнут, когда появится спокойствие, тогда уже можно подумать, что делать дальше.
— На что обратить внимание родителям, которые решили сделать выбор за ребенка?
— Сложно давать общие рекомендации, потому что здесь нужно рассматривать каждый случай индивидуально. Вообще можно пойти двумя путями. Обратить внимание на интерес ребенка. Или же на то, что расслабит меня, как родителя. Если уж я взялся делать выбор за ребенка, то осуществляю это исходя пусть не его карты, то своей. Либо давай ты принимай решение, либо вот мое решение. Это будет честное родительское мнение.
— Smart Course выпускает блокнот по профориентации «Ок, что дальше?!». О чем он? На какой возраст рассчитан?
— Блокнот для ребят лет с 12 и старше. Это переложенная на бумагу и адаптированная тренинговая программа про осознанный выбор. Мы задаем в блокноте вопросы, отвечая на которые, ребята научатся принимать решения. А это основа для выбора профессии.
Обложка поста: unsplash.com