Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Семейное образование. Возвращаться ли в школу?
1 февраля 2018 4 850 просмотров

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Я уже рассказывала о том, что последние несколько лет мой сын не учится в школе. В списке вопросов, которые мне задают чаще всего, почетное второе место занимает такой: «А когда вы вернетесь в школу?». Пальму первенства удерживает почти риторический «А как же социализация?», но на него я уже ответила в одном из предыдущих постов.

Жизнь изменчива и непостоянна, и мы можем только строить предположения о том, что ждет нас завтра. Мне не хотелось бы, чтобы сын возвращался в школу, но в конечном итоге решение будет за ним. Захочет учиться в школе, значит продолжит образование там. Нет — останется «на вольных хлебах». Периодически (примерно раз в месяц) я задаю сыну вопрос, не надумал ли он вернуться к одноклассникам. И пока в ответ я вижу недоумевающий взгляд и продолжительное «нееет!».

Учиться можно и без школьной скамьи.
Учиться можно и без школьной скамьи. Фото из архива автора

В любом случае я считаю семейное образование наилучшей формой обучения детей младшего школьного возраста. Возможно, есть смысл задуматься о том, чтобы в средних и старших классах перейти на очно-заочное обучение, когда часть предметов ребенок изучает самостоятельно, а часть — вместе с одноклассниками в школе. Такой выбор может быть оправдан, к примеру, в тех ситуациях, когда отдельные предметы даются сложнее или есть желание осваивать их организованно (речь идет, например, об иностранном языке или предметах естественно-научного профиля, в которых предусмотрено проведение лабораторных и практических занятий, что сложно осуществить дома).

Так или иначе, большинство семей, практикующих семейное образование, настроены решительно и даже не ностальгируют о звонках, классно-урочной системе и тридцати одноклассниках.

Человек, живущий без школы и по школе не скучающий.
Человек, живущий без школы и по школе не скучающий. Фото из архива автора.

Хотя, знаете, так бывает не всегда. И у меня есть знакомые, которые рано или поздно отправили ребенка в школу, по-разному объясняя свой выбор.

Мой знакомый Алексей забрал дочь из детского сада. В семье были настроены только на семейное образование из-за сложного характера ребенка. Одно время девочка училась в получастной школе вальдорфской педагогики. Интересна эта школа была тем, что родители создали подобие общины, где решали все возникающие вопросы и даже сами преподавали. По словам Алексея, его дочь чувствовала себя в такой школе гораздо лучше: обстановка была более домашней, естественной.

Однако спустя год девочку все-таки перевели в муниципальную школу, и опять же из-за проблем, связанным с ее характером: «Как ни странно, семейное образование не подошло именно „штучным“, индивидуальным подходом. Как только дочь чувствует себя центром внимания, так начинает этим злоупотреблять, манипулировать преподавателем. Гораздо лучше, когда она в большом коллективе и нет шансов „звездить“. В этом плане муниципальная школа ее дисциплинирует».

Есть и еще один интересный опыт. Другой мой знакомый Дмитрий не повел дочь в первый класс. Решение перейти на семейное образование было принято по вполне понятным причинам: школа, по мнению Дмитрия, не дает необходимых знаний, а ценности, которые так важны для их семьи, в школе не прививаются. Три года девочка отлично справлялась с программой самостоятельно, а в четвертом классе впервые села за парту. Перемены были продиктованы тем, что кружки и секции не смогли в полной мере удовлетворить детскую потребность в общении со сверстниками. Как говорит Дмитрий, их «поздний» приход в школу прошел очень гладко. Ребенок легко влился в коллектив и искренне радуется каждой полученной пятерке, благо крепкая основа, полученная за первые три «домашних» класса, обеспечивает успешность обучения.

Иными словами, вопрос о возвращении в школу не имеет единого правильного решения. Каждый выбирает сам, когда вернуться и стоит ли вообще это делать — в зависимости от обстоятельств, а также желания семьи и в первую очередь самого ребенка.

Фото с обложки поста отсюда.

Похожие статьи