Каждый родитель, кто хоть раз задумывался о семейном образовании, наверняка задавал себе вопрос: «А подойдет ли это моей семье? А справится ли мой ребенок?»
Я часто говорю о том, что хоумскулинг — всегда задача, которая не имеет правильных решений. В каждой семье она решается по-своему, чаще удачно, реже — не очень. Поэтому очень сложно ответить заранее на вопрос, справитесь ли вы с внезапно обрушившейся свободой или в итоге выберете проторенную дорожку и вернетесь в школу.
В определенном смысле семейное образование — это одни сплошные каникулы. Не потому что можно ничего не делать, а потому что ребенок, а поначалу и родители (в особенности если жизнь без школы случилась с вами в начальных классах) вырабатывают собственный распорядок и ритм жизни. Уроки, перемены и звонки становятся неким атавизмом, вокруг них больше не крутится жизнь. Чтобы с умом воспользоваться свободным обучением, нужно правильно понимать все плюсы, которые оно может дать. Для этого я составила своеобразный топ тех, кому хоумскулинг точно подойдет.
1. Дети, которые отстают от программы. Моя мама, которая работает в муниципальной школе третий десяток лет, убеждена в том, что по-настоящему необучаемых детей очень мало. Скажу по секрету: я ни разу не видела, чтобы она ставила двойки, если ученик приложил к заданию хоть минимальные знания. Так вот двоечников у нее нет, ведь двоечники по сути — это те дети, к чьей голове учителя (и родители!) не подобрали нужный ключ. Хоумскулинг, предполагающий индивидуальный подход, при должном старании поможет тот самый ключ найти и — в качестве бонуса — повысить успеваемость.
2. Вундеркинды. Казалось бы, категория, противоположная предыдущей, но на самом деле смысл тот же. Ключ не найден, а попытки к этому даже не прилагались. Да и зачем — ребёнок учится, оценки хорошие домой приносит, что ещё нужно то? А самому ребёнку тем временем смертельно скучно в школе: он и по математике давно дроби освоил вместо”положенного” сложения в столбик, и вместо примитивного окружающего мира давно готов ставить опыты по химии и эксперименты по физике. Семейное образование не загоняет в рамки, позволяя учиться в приятном темпе, при необходимости обгоняя программу или чуть-чуть от неё отставая (мудрый родитель знает: в этом нет ничего страшного, на велосипеде тоже можно научиться кататься в три года, а можно — в десять).
3. Дети, имеющие проблемы со здоровьем. Здоровье — это главное. Это аксиома. И школа здоровья не прибавляет. Это, к сожалению, тоже аксиома. Когда мой ребенок учился во втором классе, до школы надо было ехать час. В итоге два часа каждый день мы проводили в дороге. Плюс уроки, которые учили по вечерам. Гулять толком не успевали. В итоге сын очень быстро превратился из здорового и веселого мальчишки в человека, который постоянно хочет спать и которому ничего толком не интересно. Это было одним из решающих факторов в пользу того, чтобы забрать документы из школы. И это учитывая, что мой сын может похвастаться очень сильным здоровьем. Что уж говорить о тех, кого природа им не наделила! У хоумскулеров же нагрузка по определению меньше. Не тратится много времени на дорогу. Не нужно носить тяжелый рюкзак (а он тяжелый, я проверяла!). Не нужно вставать в 6:45 после того, как накануне допоздна учили уроки. И если выбор стоит между сохранением и без того слабого здоровья ребенка и школьной социализацией, то он становится очевидным.
4. Детям без мотивации. В школе большинству детей скучно. Я писала об этом не раз. Редкий ребенок понимает, что ему делать со всеми этими разрозненными знаниями и фактами, которые он приносит (если еще приносит!) из школы. А для многих школа вообще становится одним ритуальным хождением туда-обратно с рюкзаком за плечами. Нет, мотивации, конечно, может и не появиться и после перехода на семейное образование, но в этом случае хотя бы у родителей будет больше возможностей ту самую мотивации разбудить в своем чаде, показав, насколько все знания могут образовывать огромную целостную картину мира и как полученные навыки могут применяться в жизни, а не только на контрольных и при подготовке к ЕГЭ.
5. Путешественникам. Бывает так, что семью держит на одном месте только то, что детям НАДО ходить в школу. Сегодня все больше и больше людей работают, будучи не привязанными к рабочему месту. Если и вы среди них, то наверняка стоит задуматься о том, чтобы и ребенку позволить быть независимым и свободным. В конце концов школа представляет собой куда менее серьезную ценность, чем тот опыт, который может получить ребенок, путешествуя вместе с родителями.
6. Тем, кто точно знает, чего он хочет. В современном мире некоторые дети очень рано понимают, кем они хотят быть или чем заниматься. Мне приходилось встречать десятилетних мальчиков, осваивающих учебники по химии за восьмой класс, и восьмилетних девочек, с легкостью справляющихся с программой пятого класса по математике. Семейное образование для таких детей — настоящая находка: именно в этом случае можно направить максимум усилий на то, что нравится, а не ждать годами, пока до этого доберутся по программе остальные ровесники. Так же и с теми, кто серьезно занимается музыкой или спортом. Когда тренировки, репетиции, выступления и соревнования занимают большую часть жизни, гораздо проще осваивать школьную программу в своем графике, а не разрываться между всеми делами одновременно.
Понимание того, что в системе образования что-то не так, тоже может стать стимулом к тому, чтобы выбрать хоумскулинг
А теперь вы спросите: «А есть ли те, кому семейное образование противопоказано?» Есть. Но не дети, а родители. Точно могу сказать, что пробовать хоумскулинг ни в коем случае не стоит равнодушным родителям, которые привыкли отдавать образование своих детей”на аутсорсинг«. Обучая ребёнка дома, вы сразу лишаетесь дополнительных «скиллов».
Вся ответственность за образование чада ложится на ваши плечи, и отныне у вас больше не будет возможности обвинить в чем-то школу. Очень удобно говорить: «Мой Боренька по-английски и двух слов связать не может, чему его в этой школе учат!». Или: «С таким учителем неудивительно, что таблица умножения в голове у моей Ксюшеньки так и не отложилась». Я знаю, о чем говорю, пока мы не оформили семейное образование, в моей жизни был период работы в районной школе. Паломничества недовольных родителей не прекращались.
В общем если вы сомневаетесь, что готовы взять на себя полную ответственность за образование и воспитание ребёнка, наверно, хоумскулинг — это на данном жизненном этапе не про вас.
Точно так же и в том случае, если ваша работа связана с постоянными командировками или длительным пребыванием вне дома. Хоумскулинг требует большого внимания к ребенку и его образованию, а бабушки и дедушки вряд ли возьмут на себя всю эту ответственность.
Таким образом, семейное образование подходит родителям неравнодушным.«Спасая» ребенка от школы, вы сами заново вернетесь и погрузитесь в уравнения, опыты и правописание падежных окончаний. И если чувствуете, что это про вас, то стоит попробовать.
Вернуться в школу можно в любой момент. Другое дело, возникнет ли такое желание после хоумскулинга?
Но в любом случае надо задать себе несколько вопросов, чтобы принять решение. Будьте откровенны сами с собой и отвечайте честно.
1. Сможете ли дать знания не хуже, чем в школе?
На самом деле не так страшен черт, как его малюют. Школьная программа рассчитана не на вундеркиндов, а на «середнячков». И уж если ее способны освоить тридцать человек в классе, то неужели вы думаете, что ее не сможет освоить ребенок в ненапряженной домашней обстановке да еще и при помощи взрослого (по необходимости, разумеется)?
Другое дело что школьная программа представляет собой набор не связанных между собой фактов и учебных дисциплин. И уж точно учитель не сможет физически уделять каждому ребенку столько времени и внимания, сколько могут родители.
Если же вас терзают сомнения относительно уровня обучения на семейном образовании, то задумайтесь: мы живем в прекрасное время, когда каждый человек имеет не только неограниченный доступ к информации, но и может выбирать форму ее подачи. Хоумскулер сегодня может смотреть увлекательные фильмы BBC, заниматься математикой с помощью онлайн-тренажеров, иностранным языком по скайпу, слушать лекции от лучших преподавателей мира, читать научно-популярные книги (рекомендую детские энциклопедии про приключения Чевостика в мире науки). Конечно, вам придется потратить немало сил и времени, чтобы выстроить собственную систему обучения, подходящую для вас и вашего ребенка, но результат точно того стоит.
И не забудьте заглянуть в этот пост: там я собрала для вас сайты, которые помогут в учебном процессе.
2. Найдете ли вы альтернативу школьной социализации?
Мы с вами уже разобрались в том, что безусловная необходимость школьной социализации — не больше, чем стереотип и миф. Но в любом случае ребенку нужно общение. В нашем детстве с этим было проще: ребенку стоило выйти на улицу, как тут же находилась подходящая компания. Сейчас, к сожалению, многие дети предпочитают друзьям компанию гаджетов. Впрочем, всегда есть приятные исключения, и, например, после ухода на семейное образование мой сын потихоньку обзавелся разновозрастными друзьями, на многочасовых прогулках с которыми они ищут аномалии, устраивают соревнования по футболу и катанию на скейтбордах и даже строят самолет.
К чему это все? А к тому, что переводя ребенка на домашнее обучение, вы должны подумать о том, где, кроме семьи его будет ждать социализация и качественное общение. И хочу предупредить: секции — это классная вещь, но большинство из них — это про достижение результатов, а не про общение. По крайней мере для младшеклассников, которых родители привозят перед занятием и забирают сразу после.
3. А готов ли я платить?
Мне часто приходится слышать: «Семейное образование — это для тех, у кого много денег, „середнячкам“ такое не потянуть». В соответствующей главе книги я развенчаю многие стереотипы о хоумскулинге, в том числе и о его высокой стоимости. Здесь скажу только то, что стоимость кружков и секций (а большинство из них у нас вообще бюджетные) вполне сопоставима со стоимостью сборов на нужды класса, рабочие тетради и учебники и прочие сомнительные поборы в школах.
Вместе с тем нужно быть готовым к тому, что ребенку понадобится помощь репетитора. Это вовсе не обязательно, но, например, у моего сына есть педагог по французскому языку: я не знаю языка и пока не могу ему помочь в изучении предмета, поэтому этот шаг при аттестации во французской школе был важен.
Если желание сильно, все сложности преодолимы, а перспектива домашнего обучения не угнетает, а вдохновляет, то самое время дерзать!