До 1 сентября меньше недели. А это значит, совсем скоро нас снова ждут уроки, родительские собрания, домашние задания и прочие школьные радости. Принесли рюкзак советов и букетик практик для родителей и детей, чтобы подготовиться к началу учебного года.
Сначала позаботьтесь о себе
Когда планируете день (да и вообще все, что угодно), старайтесь начинать не с приготовления еды, не с рабочих вопросов, а с себя. Независимо от того, когда вы встали, вы должны наполнить себя. Почему это так важно?
Если вы опустошены и несчастны, вам нечего отдать вашим близким. Позаботьтесь о себе!
Как оставаться капитаном корабля
- Вы — главный предмет вашей заботы.
- Если вы не сможете работать и заботиться о детях — этого не сделает больше никто.
- Ваш ресурс — главная защита вашей семьи.
- Вы должны быть в своем списке дел.
- Тот, кто кричит, — тому плохо. Если вы кричите на детей — вам плохо.
- Сначала забота о себе, а потом самоорганизация.
А теперь поговорим о том, что входит в понятие «время для себе».
Утренний и вечерний ритуал
Утро и вечер — самое сложное и важное время. Чтобы создать утренние и вечерние ритуалы, разделим день на три части. Вот пример:
- Утро: с 6:00 до 11:00
- День: с 11:00 до 17:00
- Вечер: с 17:00 до 23:00
Дальше определяем три контрольные точки:
- Время утреннего подъема для себя
- Время вечернего отбоя для себя
- Старт вечернего ритуала (начинайте вечерний ритуал не меньше, чем за два часа до отхода ко сну)
Запомните важную вещь: утро начинается с вечера. Если у вас будет отлажен вечерний ритуал, подготовка ко сну, тогда вы вовремя ляжете спать, и ваш следующий день начнется успешно и хорошо.
Делайте микроостановки в течение дня
Продумывайте свой режим и детский режим дня так, чтоб вы могли устраивать себе в течении дня «антракты» (передышки). Например, поужинали, прибрались на кухне и 15 минут полежали, послушали аудиокнигу, а ребенка чем-то заняли на это время. Такие короткие передышки несколько раз в день помогают восстановить силы.
Способы подарить себе передышки
Соберите специальную сумку, сложите в нее все, чем вы могли бы занять себя во время таких передышек.
Запишите все источники своей силы. Каждый день выбирайте те, которые помогут вам восстановить силы именно сегодня. И не забывайте вносить эти пункты заботы о себе в расписание.
Даже такие небольшие дела для себя помогут вам держать себя в круге влияния, то есть вы сможете сами контролировать свой отдых, находить на него время и ресурсы. Вам не нужно ждать мужа, чтобы отдохнуть от детей, не нужно ждать отпуска, чтобы отдохнуть от работы. Вы даете себе передышки каждый день и так восполняете силы.
Медитируйте
Выберите небольшой отрезок пути, метра 3-4, не более. Зафиксируйте его начало и конец — например, от обеденного стола к дивану или от одного края балкона до другого. Если вы не дома, пусть это будет промежуток между деревьями.
Скрестите руки за спиной. На мгновение закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании; дышите и животом тоже. Начните движение. Перенесите вес на одну ногу. Вторую очень плавно приподнимите над полом. Как в замедленной съемке, продвигайте голень вперед. Аккуратно поставьте стопу на пол.
Дайте себе время завершить этот осознанный шаг; прочувствуйте его от начала до конца, как если бы он был первым в вашей жизни. Сделайте небольшую паузу перед следующим шагом. Концентрируйте взгляд на цели.
Возможно, вначале вы почувствуете неуверенность и походка будет шаткой, но ваши ноги удержат вас. Фокусируясь на шагах, вы почувствуете, как разум успокаивается, дыхание становится более глубоким, а физические ощущения от каждого движения усиливаются.
Избавьтесь от тревожности
Когда ребенок идет в школу, у него формируется свой график, свой круг общения, свой мир. Родители чувствуют тревогу и беспокойство: где он? С кем? Чем занимается целыми днями?
Такая тревога понятна, но тотальная слежка не выход: скорее всего, она приведет к скрытности и потере контакта. Вместо этого попробуйте создать ментальную карту мира вашего ребенка.
Для этого вы должны ответить на целый ряд вопросов. Какие люди населяют мир вашего ребенка? Как их зовут, какие у них лица и характеры? Что ребенок чувствует к каждому из них? Разложите по полочкам: вот его самые близкие друзья, а это его враги. Этот учитель ему нравится, этот тренер забавляет, а этот преподаватель пугает. Вот план его школы. Я знаю, где он чувствует себя наиболее комфортно, и знаю, с какими опасностями сталкивается. Вот его расписание. Эти предметы интересуют его больше всего, а эти вызывают затруднения…
Создавайте карту вместе с ребенком, пусть он выступает для вас гидом, добавляет недостающие детали. Можно сделать карту на бумаге, повесить на стену, дополнять фотографиями и заметками. Так вы дадите ребенку понять, что считаете его мир важным. А сами будете чувствовать себя спокойнее, лучше ориентироваться в чувствах ребенка и его ценностях.
Поработайте с негативными эмоциями
Дети часто ставят нас в тупик своими заявлениями. Отмахнуться от них — значит, обесценить чувства ребенка и потерять с ним контакт. В книге «Эмоциональный интеллект ребенка» приводятся примеры конструктивного реагирования на негативные эмоции.
Предложенные ответы не являются единственно верными, но показывают, как обеспечить ребенку сочувствие и руководство.
Ребенок приходит из школы и говорит: «Я никогда больше не пойду в эту школу! Учитель кричал на меня при всех моих друзьях!»
Неправильный ответ: «Что ты сделал, что учитель начал на тебя кричать?»
Правильный ответ: «Наверное, тебя это ужасно смутило».
Ребенок приходит с улицы и говорит: «Я ненавижу этих детей. Они не хотят со мной играть. Они плохо ко мне относятся!»
Неправильный ответ: «Если бы ты не был таким слабаком, они бы захотели с тобой играть. Не делай из мухи слона. Ты должен справляться с ударами».
Правильный ответ: «Должно быть, тебя это задело. Расскажи мне, что случилось».
Ребенок говорит: «Я бы хотел, чтобы сегодня вечером со мной занимался не ты, а дядя Сережа».
Неправильный ответ: «Какие ужасные вещи ты говоришь. Ты — неразумный ребенок».
Правильный ответ: «Ты очень скучаешь по дяде Сереже. Я тебя понимаю, я тоже скучаю».
Восстановите режим дня и питания
Во время каникул часто нарушается режим сна, а значит вам и ребенку может быть сложнее каждое утро просыпаться рано.
Что можно сделать?
- Начните прямо сейчас сдвигать время ночного сна на более раннее: каждый день по 10-20 минут, а утром будите ребенка пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.
- Если у вас дошкольник или младший школьник, нужно ограничить подвижные игры и игры за компьютером за 2 часа до сна. Посвятите эти два часа чтению, настольным играм или семейному чаепитию.
- Придумайте ритуал отхода ко сну (если у вас его еще нет) и каждый день соблюдайте его. Психологи рекомендуют ежедневно соблюдать одинаковый порядок действий перед сном, тогда организм будет заранее настраиваться на отдых.
Эксперты настаивают, что отход ко сну у взрослых и подростков должен происходить в промежуток с восьми вечера до полуночи, а сам сон длиться от семи до девяти часов.
Начните есть больше овощей
По мнению автора книги «Сначала суп, потом десерт» Марии Кардаковой, важно, планировать недельное меню не с покупки рыбы или мяса, а с овощных блюд.
Мария проанализировала очень много детских меню и сделала вывод, что дефицит белковых продуктов встречается крайне редко, поэтому за эту составляющую рациона она предлагает волноваться в последнюю очередь. А вот недостаток овощей, зелени и фруктов наблюдается гораздо чаще.
Увеличить их долю в рационе не так сложно: можно готовить самостоятельные блюда (супы или тушеные овощи), есть их в качестве перекуса (цельные, нарезанные или в виде смузи) или дополнять ими основной прием пищи (например, поставить на стол овощную тарелку, положить горсть ягод или сухофруктов в кашу на завтрак или нарезать салат из свежих овощей к обеду или ужину).
Поддержите ребенка
В школьном возрасте у ребёнка формируются отношения не только со значимыми для него взрослыми, но и с другими людьми, прежде всего с учителями и сверстниками. При этом ребенок сравнивает себя с другими детьми, наблюдает за тем, как они общаются друг с другом, и учится строить дружеские отношения.
От того, насколько успешно ребенок пройдет этот этап, будет зависеть качество его взаимодействия с другими людьми во взрослом возрасте.
Как поддержать детей, приобретающих опыт выстраивания взаимоотношений с другими людьми?
Созданием отношений, в которых мы принимаем, а не обесцениваем и не осуждаем разные чувства ребёнка. Мы не влияем на возникновение своих эмоций, и, даже если сказать себе: «Я не буду злиться» или «Мне не больно», эмоции не исчезнут. Но, присваивая их, проживая и при этом не идентифицируя их с собой как личностью, мы можем менять свои реакции и поведение.
Созданием в доме и в классе такой обстановки, где ребёнок будет чувствовать себя в безопасности. Тогда он сможет благополучно пройти через различные жизненные неурядицы, в том числе проблемы с друзьями или их потерю. Принятие и любовь помогают детям выстраивать отношения с другими людьми.
Умением называть свои чувства и говорить о них, а не прятаться от них. Это поможет ребёнку развивать чувствительность и эмоциональный словарь.
И наконец, самым важным — тем, что будем интересоваться жизнью детей и замечать изменения в их привычном поведении.
Дети тех родителей, которые говорят с ними об их сверстниках, рассказывают, какими качествами должен обладать друг, и обсуждают поведение ребёнка в конкретных ситуациях, выстраивают более прочные отношения с другими детьми и в более короткие сроки.
Превратите 1 сентября в настоящий праздник
Еще один важный момент: настрой. Попробуйте сделать так, чтобы 1 сентября стало для вас и вашего ребенка настоящим праздником. Купите шарики и торт, позовите близких, заранее приготовьте для ребенка интересный и необычный подарок. Здорово, если на 1 сентября ваш ребенок получит в подарок символ знаний — книгу.
Лучше всего выбрать необычную книгу, которая вызовет настоящий восторг и удивление: с лабиринтами, экспериментами, резными иллюстрациями, клапанами, детективными загадками или секретами под обложкой.
Руководствуйтесь тем, что больше всего любит ваш ребенок: может быть, это комикс о скандинавских героях или книга о тайнах космоса и Вселенной. Еще больше детских книг здесь. А тут подборка книг от 50 рублей.
По материалам книг «В гармонии с циклом», «Сначала суп, потом десерт», «Эмоциональный интеллект ребенка», «Просто о важном. Вместе с Мирой и Гошей».
Обложка статьи отсюда.