Андрей Исаев, психолог, специалист по детскому развитию
Психолог, специалист по детскому развитию Андрей Исаев (@andreybodalisaev) рассказывает, что такое стрессоустойчивость и как ее развивать у детей.
Стресс не всегда бывает плохим. Стресс в приемлемых дозах тренирует детей принимать вызовы, справляться со сложностями, не опускать руки, когда сложно. Именно поэтому развитие стрессоустойчивости — это не про избегание трудностей. Суть в том, чтобы учить детей справляться со стрессовыми переживаниями и развивать психологические качества, которые помогут в этом.
Какие качества повышают стрессоустойчивость
Стрессоустойчивость — это не одно, а несколько качеств, которые поддерживают ребенка в сложные моменты.
В первую очередь, уделяйте внимание развитию эмоционального интеллекта. Учите ребенка дифференцировать собственные чувства, искать и формулировать их причину. Такой навык самоанализа пригодится ему в любой напряженной ситуации.
Помогайте ребенку развивать оптимизм — это то, в какой манере человек объясняет для себя неудачи, успехи, разные жизненные события. Стиль объяснений влияет на успешность человека, на его здоровье и на многие другие сферы жизни. Представим ситуацию, когда ребенок потерпел неудачу — проиграл на соревновании. Конечно, он расстроен — и это нормально. Но провести весь вечер в грусти и печали — наверное, далеко не лучший вариант событий. Спросите, кого ребенок винит в своей неудаче? Важно, чтобы он не заострял внимания на себе, не делал себя единственным виноватым во всех несчастьях. Поговорите с ребенком и о том, что все в мире преходяще: сегодня тебе не повезло, повезет завтра. Ребенку нужно понять, что это неприятное событие не распространяется на всю его жизнь. Из-за одной неудачи он не стал хуже во всех остальных областях и сферах. Напомните ему об этом.
К стрессу часто приводит чувство беспомощности, ощущение «от меня ничего не зависит, я ничего не могу». Чтобы уменьшить влияние этого фактора, постепенно делегируйте ребенку ответственность за принятие решений (чем взрослее ребенок, тем больше решений он должен принимать сам: во что одеваться, чем заниматься, с кем дружить).
С непродуктивным беспокойством отлично помогают справляться ритуалы (от обязательного чтения перед сном до семейных поездок). Сделайте ритуалы частью семейного быта, а также помогите ребенку найти собственные ритуалы (например, обязательно убрать рабочий стол перед тем, как сесть за уроки).
Еще важный момент — правильная похвала. Старайтесь хвалить за усилия, которые приложил ребенок, а не только за достижения (например «ты отлично потрудился!» вместо «какой ты молодец!»). Когда родители одобряют действия ребенка, а не то, какой он, это способствует развитию стрессоустойчивости. Ошибки и трудности — это нормально, когда пытаешься что-то сделать, не стоит наклеивать ярлыки «ты умный», «ты хороший помощник».
Делайте акцент на сильные стороны ребенка. Родители, которые умеют выявлять и развивать положительные, сильные качества у своих детей, более позитивно относятся к ним. Этот подход помогает преодолевать и школьные неудачи. Например, если у ребенка не ладятся дела по какому-то предмету, его опорой будут служить успехи там, где у него есть таланты. Школьник сможет постигать сложные темы через сторонние навыки: юный математик может нарисовать график по истории, отразив на нем события и правителей, а гуманитарий представить математическую задачку в образах, чтобы легче было ее решать.
Стрессоустойчивость во многом отражает то, как ребенок владеет навыками саморегуляции. Саморегуляция — это анализ и постановка целей и задач, оценка своей работы, управление эмоциями и поведением. Часто даже взрослые не могут похвастаться высоким уровнем саморегуляции, потому что нас в детстве этому не учили. Но сейчас есть множество книг на эту тему.
Что делать
Ниже приведу советы, которые на практике помогут развивать качества, о которых мы говорили выше.
- Выдумайте игру, которая даст ребёнку возможность справиться со стрессом самостоятельно. Например, он может быть супергероем с особым щитом, от которого отлетают страхи.
- Придумайте своё слово (фразу), которое означает личностные границы. Например: «Стоп, это эмоции!». Уже в 6-9 лет ребёнок вполне способен (и может!) вежливо предупредить собеседника о нарушении своих границ.
- Когда ребенку предстоит что-то новое и незнакомое, следует рассказать ему, как можно вести себя в этих ситуациях. Например, ребенок идет в новый кружок. Расскажите ему, как устроены занятия. У кого он в случае необходимости может попросить помощи. Придите туда до занятий, чтобы обойти все, увидеть, привыкнуть к новому месту. Это поможет реагировать на новую ситуацию, не вызывая стресса.
- Разыгрывайте с ребенком различные жизненные сценарии. Придумывайте обстоятельства, с которыми сталкиваются персонажи игры, и вместе с ребенком ищите способы выхода из них. Чем больше разнообразных сюжетов вы проиграете, тем ловчее ребенок сможет в будущем искать способы преодоления сложностей.
Благодаря развитому навыку стрессоустойчивости ребенок выйдет из сложных ситуаций с наименьшими физиологическими и психологическими потерями. Кроме того, он разовьет важные качества, которые ему обязательно пригодятся в жизни, о чем мы говорили выше. Но чтобы сильный стресс не накрывал в трудные моменты, важно создать благоприятную среду для жизни и развития ребенка. Вот еще что вы можете сделать:
- Изучите особенности вашего ребенка и берегите его от сильных нагрузок, чередуйте их с периодами восстановления сил.
- Обеспечьте ребенку удобные условия учебы и отдыха: сон, рацион питания, чередование физических и интеллектуальных нагрузок, режим дня.
И тогда стресс не причинит вреда!
Источник: unsplash.com