Развивающие пособия — хорошее подспорье для мам, которым некогда самим придумывать варианты заданий для детей. Но даже в них можно внести элемент игры и фантазии, чтобы разнообразить занятия и сэкономить на покупке дополнительных материалов. Собрали лайфхаки от наших редакторов и читателей, которые помогут в этом.
Варвара Алехина, редактор направления «Детство 0-5»
Вот несколько советов, которые помогли мне сделать более разнообразными занятия по тетрадям KUMON с сыном Северином (ему сейчас 5 лет):
KUMON — японские развивающие тетради для детей от 2 лет. Направлены на формирование базовых навыков, необходимых для успешной учебы в школе: логики, творческого мышления, умения работать с ножницами, клеем, карандашом. Посмотреть тетради →
1.Не выбрасывайте листы с выполненными заданиями. Да, я понимаю, если ребенок системно занимается по KUMON, то постепенно все пространство вокруг захламляется результатами его труда. Но многие задания можно использовать повторно.
Например, тетради подойдут для развития речи ребенка и расширения его кругозора. Иногда я провожу «пятиминутки новых историй»: достаю из стопки выполненных заданий одно и прошу рассказать мне историю про изображенного героя.
Кто это мальчик? Куда он идет? Какое время года? Зачем мальчику кепка? Задавая подобные вопросы к уже выполненным заданиям, можно развивать речь, фантазию и логику ребенка. На фото — страница из тетради «Готовимся к школе. Учимся раскрашивать».
После разговора я прошу вырезать героя из фона. Это сложнее, чем в обычных тетрадях на вырезание, так как нет толстой линии отреза. К получившейся фигурке мы приклеиваем длинные шпажки или соломинки для коктейлей — готовы «куклы» для театра. В качестве декораций можно использовать «интерьерные» картинки, но иногда сын и сам рисует фоны для своих спектаклей.
Вообще, мы вырезаем из тетрадей все, что можно вырезать, и используем потом для занятий и игр. Овощи и фрукты отлично подходят для игры в магазин. «Плашки» с цифрами / точками / другими предметами из тетрадей на изучение счета используем как сортер.
Картинки с примерами или части заданий можно использовать как карточки для игр.
2.Выполняйте задания повторно. Особенно это касается лабиринтов. Можно просто дать ребенку карандаш другого цвета и попросить пройти еще раз. Или положить страницу в зип-пакет или обычный файл и рисовать по ней фломастером на водной основе.
Пример многократного прохождения лабиринта
3.Делайте ксерокопии страниц. Если вижу, что какое-то задание очень нравится ребенку или, наоборот, он никак не может освоить что-то, то подбираю задания в тетрадях на этот навык и ксерю страницы по нескольку раз. А потом с периодичностью раз в несколько дней подсовываю одно и то же задание.
Например, Северин никак не мог освоить цифру 7. Он отлично писал ее по тетрадям, мог показать среди других цифр, но терял при порядковом счете. В тетрадях на изучение цифр есть задания «Рисуем от цифре к цифре», выполняя которые надо произносить цифры вслух по порядку. Вот их я и наксерила. Спустя неделю, регулярно выполняя по 2-3 странички в день, ребенок освоил цифру и большее не терял ее при счете.
4.Используйте другие тетради и инструменты. Я не стесняюсь комбинировать занятия по тетрадям KUMON с заданиями по других системам или тетрадям, использовать разные инструменты для визуализации. Например, сейчас сын осваивает счет до 100 и испытывает трудности с переходом через десяток. То есть может досчитать до 59, а с цифрой 60 возникают проблемы. При этом путает визуально 16 и 60.
Для решения этой проблемы мы используем табло:
5.Ищите разные пути для развития новых навыков. Меня часто спрашивают, что делать, если ребенок 4-5 лет не хочет делать задание на вырезание, но при этом режет все подряд. Совет от мамы-редактора: купите пачку бумаги, соберите все журналы, которые не жалко, и дайте ребенку вместе с клеем и ножницами с просьбой провести для вас мастер-класс. Пусть он покажет, что он уже умеет. У детей случаются моменты, когда они не хотят получать новую информацию, а наоборот жаждут поделиться тем, что уже знают и умеют. Кувшин полон, нужно освободить место, чтобы вновь быть готовым для получения новой информации.
Если и этот метод не помогает, ищите другие пути для развития базовых навыков. Возможно, этот конкретный ребенок еще мал и нужно подождать. И да, все равно стоит давать ему то, что не жалко, чтобы не отбить желание исследовать новый инструмент (в данном случае ножницы).
Лиана Хазиахметова, копирайтер
Вырезанные предметы из тетради «KUMON. Поделки» и других пособий мы используем в качестве игрушек и основ для других поделок. Например, в бумажную кроватку дочка уложила маленьких куколок, а потом сама вырезала для них одеяльце из цветной бумаги. Или устроила чаепитие для новых друзей.
Дочка кормит слона бананами из цветной бумаги
Настя Вечканова, SMM-менеджер
Мой лайфхак применим не только к тетрадям KUMON, но и к любым другим развивающим занятиям, которыми ребенок пока не очень заинтересовался. Так у нас было, например, с пазлами и раскрасками: я садилась и сама начинала выполнять задание, сына к этому не привлекала. Первые пару раз он мог наблюдать за мной, ему становилось интересно, чем это таким я занимаюсь, а потом уже сам проявлял желание присоединиться. Аналогичным образом действовала с тетрадями KUMON на раскрашивание (ребенок не вдохновлялся раскрасками в принципе).
И еще добавлю про стикербуки KUMON: обычно я выдаю ребенку не только 3-4 листочка с заданиями, но и страницу с наклейками. Он сам изучает изображения и определяет, какие наклейки подходят к каким заданиям. Получается, что я немного усложняю задачку для него: не просто приклеить, но и выбрать из большего числа вариантов правильный.
Дарья Гордеева, копирайтер
Я стараюсь заниматься с ребенком примерно в одно и то же время каждый день — чаще всего это время после дневного сна и полдника. Так он привыкает к распорядку и сам бежит за стол, зная, что его ждет.
На этой фотографии мой сын вырезает корону папе на день рождения — и одновременно тренирует навык работы с ножницами.
И, конечно, максимально добавляю в занятия элемент игры. Если мы строим дорожку из мозаики, то это всегда дорожка для любимой машинки, если вырезаем что-то съедобное, то потом угощаем любимого мишку. Если нанизываем бусины на ниточку, то потом идем дарить это «украшение» бабушке. Так мне хочется закрепить у малыша ассоциацию «изучать новое — интересно!».
Екатерина Пономарева, читательница
Начиная с самых первых тетрадей KUMON я читала по слогам заголовки ко всем заданиям. В результате в 4,5 года ребенок вдруг начал читать сам — и сразу словами. А я даже не подозревала, что он буквы в слоги умеет складывать… Уже потом узнала, что к малышковым пособиям KUMON действительно существует рекомендация: зачитывать ребенку медленно и четко наименования предметов или заданий на каждом листочке — это помогает заинтересовать процессом чтения и познакомить с буквами.
Ирина Помазова, читательница
Сын любил после прохождения лабиринта еще вырезать его по прочерченной линии. А потом сантиметровой лентой измерял длину этой «змеи».
Нина @fotoinstanina, читательница
Я всегда дополняю задания по развивающим тетрадям другими материалами. Например, если в заданиях были животные, то потом мы смотрим о них фильм, если какая-то еда — пытаемся ее приготовить, если бытовые сценки вроде приема у врача или поездки в транспорте — разыгрываем их. В результате знания закрепляются сильнее.
Светлана @svetlana_fatkyllina, читательница
После прохождения тетрадей KUMON обязательно вручаю старшему ребенку сертификат. Так у нее развивается желание делать еще и еще. А младший ходит, смотрит на все это и тоже мотивируется — повторяет «хочу-хочу».
Елена @elemese, читательница
Из остатков листов от «Кумонов» дочка делает «салат»: нарезает бумагу кусочками и использует потом в игре на своей кухне. Она уверена, что подложка от наклеек именно для этого и создана и никогда не дает ее выбрасывать.
А еще странички с крупными изображениями предметов (например, фруктов и овощей) мы показываем младшему ребенку, которому нет еще и года: они яркие и привлекают внимание.
Екатерина @que_carne, читательница
После выполнения заданий из развивающих тетрадей я иногда предлагаю нарисовать что-то по его мотивам на чистом листе. Например, в задании было раскрасить зверя, а я прошу попробовать изобразить его с нуля. Еще часто по мотивам любых занятий (необязательно по тетрадям) я вспоминаю стишки или песенки по теме, мы вместе проговариваем их.
Еще один лайфхак я посмотрела в испанском садике, куда ходит мой сын: там в хронологическом порядке собирают в подшивку все выполненные работы ребенка. Это очень наглядно показывает прогресс малыша. Смотреть такие подшивки в ретроспективе — тонна вдохновения!
Фото на обложке отсюда