Всем нам свойственно злиться и кричать. И не всегда мы можем справиться с гневом без последствий для себя и окружающих. А уж когда ребенок злиться, многие родители чувствуют себя беспомощными, так как попросту не знают, что с этим делать.
Сегодня хотим вам показать несколько простых упражнений, которые научат ребенка справляться с собственным гневом.
Выполнять и отрабатывать их нужно заранее, а не в моменты вспышки гнева.
Портрет гнева
Когда с ребенком происходят неприятные события, он раздражается и злится, а мир вокруг окрашивается в краски гнева.
Чтобы понять эту эмоцию и подружиться с ней, сперва предложите ребенку (когда он спокоен) нарисовать, как выглядит его гнев.
Это поможет визуализировать эмоцию и прочувствовать ее.
Коробка гнева
Полезно знать, что тебя злит. Не зря говорят: «Предупреждён — значит вооружён». Возьмите обычную коробку. Она станет коробкой гнева. Пусть ребенок напишет или нарисует на ней то, что может вывести его из равновесия.
А затем соберите в эту коробку то, что помогает ему понять свой гнев и успокоиться. Это может быть ароматическая подушечка с запахом лаванды, зелёный чай, блокнот для рисования и кроссовки, потому что занятия спортом уменьшают гнев.
Ловушка для гнева
Гнев может перерасти в агрессию. Чтобы этого не случилось, давайте потренируемся его останавливать. Например, с помощью ловушки для гнева.
Ее можно смастерить вместе с ребенком.
Прочитав надписи на ловушке для гнева, вы поймёте, что существует много способов проявить злость, не навредив другим. Разберите их все, пока ребёнок раскрашивает квадрат. Пускай ловушка для гнева всегда будет в его кармане. В момент злости ребёнок легко сможет её достать и, запустив процесс гадания, выбрать способ пережить гнев. Так постепенно он научится управлять этой сильной эмоцией.
Итак, начнем.
1. Возьми квадратный лист бумаги и перенеси на него цифры, надписи и цвета, как показано на рисунке ниже. Переверни лист пустой стороной вверх.
2. Сложи квадрат по диагонали.
3. Не разворачивая, сложи получившийся треугольник пополам.
4. Разверни лист.
5. Загни каждый из четырёх углов к центру.
6. Переверни получившийся ромб.
7. Загни каждый из четырёх углов к центру.
8. Переверни получившийся квадрат так, чтобы сверху оказались цифры.
9. Согни квадрат пополам вдоль вертикальной линии, по которой ловушка для гнева ещё не складывалась.
10. Разогни квадрат, переверни цветной стороной вверх и вставь в образовавшиеся снизу «кармашки» большой и указательный пальцы обеих рук. Ловушка для гнева готова! Попробуй раскрывать её то по вертикали, то по горизонтали.
Как играть?
1. Когда злишься, возьми ловушку для гнева.
2. Назови число от единицы до десяти.
3. Раскрывай ловушку то по вертикали, то по горизонтали, считая от единицы до выбранного тобой числа.
4. Остановись. В центре ловушки должно быть четыре треугольника разного цвета.
5. Назови число от единицы до восьми.
6. Найди «кармашек» с твоим числом и определи, треугольник какого цвета соответствует этому «кармашку».
7. Аккуратно отогни соответствующий треугольник и узнай, что тебе нужно сделать.
8. Выполни задание, и гнев тебя отпустит!
Лабиринт гнева
Гнев — сильная эмоция. В нём много энергии огня. Иногда этот огонь охватывает нас, и мы начинаем странно себя вести, потому что попадаем в лабиринт гнева. Но мы можем из него выбраться.
Предложите ребенку вспомнить ситуацию, когда гнев овладел им. Пусть представит, что смотрит фильм про самого себя. Поставит пальчик в начало лабиринта и двигается вперёд. Затем нужно остановиться на первом пеньке и рассказать, что происходило с ним сначала. Пусть двигается дальше, задержится на следующем пеньке и расскажет, что случилось потом. Пройдите лабиринт до конца. Пусть перед каждым рассказом ребенок глубоко вдыхает и выдыхает. Когда лабиринт закончится, спросите его, уменьшился ли его гнев.
Такое задание развивает важный навык — умение говорить о своих переживаниях, не скрывая их, не затаивая и не проявляя слишком бурно. А ещё — понимать причины эмоций и действий, основанных на них.
Гнев-костер и гнев-пожар
Гнев похож на огонь: он может согреть, как костёр, а может перерасти в пожар, и тогда всё вокруг сгорит. Чтобы управлять гневом, нужно понимать, когда он помогает (гнев-костёр), а когда — разрушает (гнев-пожар).
Пусть ребенок опишет или нарисует ситуацию, в которой гнев ему помог (например, он разозлился на выигрывающих соперников, и это помогло ему стать быстрее и забить мяч), и ситуацию, в которой гнев принёс неприятности (например, у него не получалось собрать модель самолёта, а он, вместо того чтобы попросить помощи, сломал её).
Звездное дыхание
Чтобы костёр гнева не превратился в пожар, можно использовать технику «Звёздное дыхание».
Пусть ребенок поставит пальчик на любую вершину звезды и двигается против часовой стрелки. Пока он «проходит» первую линию, пусть делай вдох. На следующей линии выдыхает. Когда дойдет до вершины, остановится и ненадолго задержит дыхание. Затем двигается дальше, снова делает вдох и выдох. И так пока не пройдёт всю звезду. Этой техникой можно пользовать во время приступа гнева. Если с первого раза гнев не уменьшится, нужно пройти звезду ещё раз.
Задание тренирует важный навык самоконтроля, учит влиять на эмоцию через дыхание, а также переключать внимание с внешних раздражителей на себя.
По материалам книги «Где живут эмоции?».
Обложка поста отсюда.