Совместное чтение — один из самых полезных инструментов развития ребенка. Рассказываем, зачем читать вместе с детьми до подросткового возраста, как выбирать книги и почему стоит не только читать, но и общаться с ребенком за открытой книгой.
Знакомство с эмоциями
Эмоциональный интеллект ребенка
С младенчества и до подросткового возраста прекрасным способом познакомить ребенка с эмоциями служит чтение хороших детских книг. Книги помогают детям создать словарный запас для разговора о чувствах и рассказывают о различных способах, при помощи которых люди справляются с гневом, страхом и печалью.
Правильно подобранные, соответствующие возрасту книги могут дать родителям повод поговорить о вопросах, традиционно вызывающих затруднения, например «откуда берутся дети» и «что случилось с дедушкой, когда он умер».
Хорошим поводом для семейных бесед может служить совместный просмотр телевизионных программ или фильмов. Но профессор психологии и автор книги «Эмоциональный интеллект ребенка» Джон Готтман считает, что книги работают лучше, потому что читатель и слушатель могут в любой момент остановиться и обсудить то, что их взволновало. Кроме того, при чтении вслух у детей возникает ощущение, что в истории принимает участие их семья, поэтому сюжет и характеры кажутся им ближе.
Одна из самых глубоких и проникновенных книг МИФа — «Настоящая жизнь Жакомина Гейнсборо»
Одна из матерей в родительской группе Готтмана рассказывала, как она читала своей десятилетней дочери рассказ о группе девочек ее возраста. Девочки в рассказе были расстроены тем, что одна из них должна была уехать. Это была простая история о вполне обычной ситуации, но она глубоко тронула мать, вновь испытавшую все те чувства, которые она пережила, когда ее семье пришлось переехать. Вспомнив, какой преданной может быть детская дружба в этом возрасте, мать смогла лучше понять значение дружбы для своей дочери.
К сожалению, многие родители перестают читать детям вслух, как только те научатся читать сами, но некоторые все же продолжают читать своим детям книги вплоть до подросткового возраста. Подобно привычке собираться вместе за ужином, чтение вслух дает гарантию, что взрослый и ребенок будут постоянно встречаться и делиться тем, что их интересует.
Подготовка к взрослой жизни
Если поместить в поисковик запрос «Зачем детям читать книги?», то обнаружится целая подборка статей на разных сайтах, где разъясняется польза чтения для ребенка.
Чаще всего в них упоминаются познавательная и воспитательная функции чтения, а также улучшение речевых способностей маленького человека, который благодаря чтению узнает много новых и красивых слов и начинает употреблять их в разговоре. А какие цели у детей? Давайте разберемся вместе с писательницей и автором «Расчитайки» Юлией Кузнецовой.
Расчитайка
Родителям проще, чем детям, определить цель детского чтения. Сложнее — но ценнее — не спускать ребенку директиву о том, почему он должен читать, а поймать, как золотую рыбку, интерес самого ребенка. Почему это непросто? Потому что часто то, что дети считают стоящим внимания, расценивается взрослыми как вздор, пустяк или даже чушь какая-то. Вспомните, как на игровой площадке мамы закатывают глаза и перемигиваются, когда ребенок с серьезным видом объясняет, что он с товарищами ищет клад в песочнице.
То же происходит и с книгами. Один мой знакомый ребенок долго рассказывал бабушке, как любит веселые стихи григория Остера, цитировал, разъяснял, что тут смешного, однако бабушка лишь махнула рукой и сказала: «Лучше б ты Чехова читал, честное слово!» Но всему свое время, а если очень хочется пораньше познакомить ребенка с творениями классика, можно с энтузиазмом прочесть их ему вслух.
И подумать, как соединить интерес ребенка с вашими представлениями о детском чтении. Навязать ребенку свои цели — читать нужно затем-то и затем-то — не получится!
Влюбиться в чтение проще всего с такими книгами — объемные иллюстрации, короткий текст и захватывающий сюжет. Разворот книги «Однажды лунной ночью»
Но и у ребенка могут быть довольно ограниченные представления о целях чтения (книги нужны, чтобы много знать разных слов, поэтому читать буду только энциклопедии). Нужно искать компромисс, дорожку между двумя точками зрения, по которой будет комфортно идти и ребенку, и взрослому.
Например, если ребенок любит собак, а вы мечтаете о том, чтобы он читал классические произведения, стоит отправиться вдвоем в библиотеку или магазин и поискать, какие русские классические произведения повествуют о собаках. Вы удивитесь, но кроме «Каштанки» обнаружится немало других известных и замечательных, но забытых вами произведений.
Нужно учитывать и то, что цель чтения выбирается для конкретного момента или этапа жизни. Например, ребенка интересуют разные механизмы. Тогда не стоит настаивать на том, что «в твоем возрасте пора читать рассказы Толстого, а не про машинки», а подобрать несколько книг об устройстве, скажем, поездов или автомобилей. Если девочка обожает играть в куклы, но совсем не хочет читать, расскажите ей, что существует множество замечательных книг о куклах («Тряпичная Энн» Джонни Груэлла, «Жозефина и ее куклы» миссис Крэдок, «Записки куклы» Варвары Андреевской). В интернет-магазинах целые обзоры посвящены тематическому выбору книг. Ближе к Новому году можно предложить читать о Рождестве и елочных игрушках, а если друг попал в больницу, поговорите с вашим юным читателем, какую книгу есть смысл передать — что-то о больнице или, наоборот, увлекательный роман о пиратах, который поможет не унывать?
Так ведь и мы в нашей взрослой жизни: в трудную минуту прибегаем к одному виду литературы, в период загрузки рабочими заданиями — к другому, а в отпуске — к третьему. То, что мы обсуждаем с ребенком цели его чтения, что-то советуя, в чем-то, наоборот, уступая, готовит его ко взрослой жизни. Когда ребенок подрастет и столкнется с многообразием жизненных ситуаций, то воспользуется привычкой выбирать книгу с учетом обстоятельств и, главное, собственных желаний. Для обсуждения целей чтения и книг, которые вы хотите предложить или показать, стоит выбрать момент, когда ребенок не возбужден, не расстроен, не хочет есть или спать, а, наоборот, расположен к душевной беседе.
Настроиться на ребенка
Словесное общение с ребенком с самого рождения закладывает основу для его коммуникативных навыков задолго до того, как он научится говорить. Аналогичным образом чтение с первого дня жизни развивает грамотность и любовь к книгам задолго до того, как малыш сможет читать сам. Как при словесном общении, то, как и сколько родитель читает ребенку в первые годы жизни, оказывает существенное влияние на его подготовленность к школе и определенную жизненную траекторию. В 2014 году Американская академия педиатрии обнародовала новую рекомендацию о том, что все родители должны читать книги детям с самого рождения.
Есть много научных работ в поддержку этой концепции. Исследования показывают, что дети, которым читали в первые годы жизни, имеют больший словарный запас и лучшие математические навыки уже в начальной школе. Есть также доказательства того, что родители, читающие с энтузиазмом, усиливают стремление ребенка научиться читать, и впоследствии он читает все больше и больше.
Но в голове многих матерей живет картинка идеального чтения, пишут авторы книги «Тридцать миллионов слов». Это когда ребенок сидит смирно и слушает. Иначе нет смысла читать. Это не так. Сам процесс чтения — прекрасная возможность настроиться на ребенка.
Тридцать миллионов слов
Традиционное представление — мама или папа читает, а ребенок спокойно слушает. При «диалоговом чтении», разработанном в рамках образовательного проекта Гровера Уайтхерста в Стоуни-Брук, роли слегка меняются. Цель проекта — поощрять детей к более активному участию в рассказывании историй, в том числе задавая вопросы и обсуждая то, что они поняли, подумали и почувствовали. При таком подходе ребенок становится рассказчиком, а родитель — аудиторией.
Обсуждайте восхитительные иллюстрации. Разворот книги «Кошачий чердак»
Например. Детская книга, которую держит мама или папа, открыта на первой странице. Обычно это означает, что книгу читают от начала до конца. Но при стратегии «Тридцать миллионов слов» происходит несколько иное. Родители, читая, зорко следят за тем, что именно привлекает внимание ребенка, и соответственно корректируют направление собственного внимания. Иными словами, настраиваются на ребенка. В результате перед малышом открыта прямая и ровная дорога к обучению, потому что ничто не отвлекает внимание на не интересные ему вещи.
Пользу общения для формирования мозга увидеть легко. Уровень детализации будет меняться по мере взросления ребенка, а обсуждение происходящего, возможных последствий, влияния на героев книги придает сюжету большее значение для ребенка. К тому же, хотя в книгах используются повседневные знакомые слова, они также наполнены многозначными, сложными и редко употребляемыми словами, например «галоп», «озорной» или «волшебный». Повторяя эти слова при обсуждении книги, вы закрепляете их в сознании ребенка.
С детьми постарше интенсивная беседа может включать выстраивание диалога с открытыми вопросами о событиях, мыслях и чувствах, вызываемых историей. Требуя больше размышлять и предполагать, такие вопросы связывают общение с более высоким уровнем творческого мышления ребенка, так как ответов на них нет на страницах книги. Они предлагают отличную возможность задействовать бесконтекстный язык.
Развитие диалога — еще один аспект совместного чтения — происходит каждый раз, когда младенец или ребенок показывает на картинку, откидывает закладку, переворачивает страницу, спрашивает или отвечает на вопрос.
Это не означает, что родители должны прекратить чтение детям на свой манер. Если малыш лезет на колени к маме или папе и молча слушает, разумеется, ему надо почитать. Мало что может сравниться с моментами, когда родители в обнимку с детьми читают книжки. На самом деле, если это именно то, что хочет ребенок, то надо воспользоваться такой прекрасной возможностью настроиться на нужную волну.
По материалам книг «Эмоциональный интеллект ребенка», «Расчитайка», «Тридцать миллионов слов»
На обложке — книга «Дом»