В подростковом возрасте дети отдаляются от родителей. Они реже рассказывают о делах, почти не делятся своими мыслями, игнорируют советы взрослых. В этот период верными друзьями для подростков могут стать книги. Юлия Петропавловская, шеф-редактор направления подростковых книг, рассказала, на какие издания стоит обратить внимание, какие новинки ждать и как МИФ отбирает лучшее для наших детей.
— Когда в МИФе появились первые книги для подростков, это вызвало большой отклик у родителей. Как сейчас развивается направление?
— Нашему направлению уже полтора года. За это время мы выпустили серию книг по эмоциональному интеллекту, осознанности и другим навыкам XXI века, без которых не обойтись при вступлении во взрослую жизнь. Мы берем самые сложные и животрепещущие темы и издаем книги, которые помогут подросткам пережить переходный период с минимумом травм.
Чего ты по-настоящему хочешь?
Горжусь нашими книгами «Чего ты по-настоящему хочешь?» о целеполагании и мотивации, «Ты сильнее, чем ты думаешь» о самооценке, «Ты имеешь значение!» о личных границах в отношениях. Мы и дальше планируем развивать эту серию. В сентябре в ней выйдет полезная книга о пищевых привычках и здоровом отношении к своему телу, а в следующем году — о борьбе с тревожностью.
Юлия Петропавловская
Ты имеешь значение!
Помимо психологических аспектов, есть и чисто практические проблемы, с которыми встречается среднестатистический человек в 12-16 лет: как все успеть, как учиться продуктивно и с удовольствием, как сдать экзамен и не умереть, куда поступать, как управлять первыми карманными деньгами? На все эти вопросы мы стараемся дать ответы — но не директивные, а в форме упражнений: попробуй сделать так и посмотри, как это в тебе отзовется.
ОК, что дальше?!
Например, наша книга «ОК, что дальше?!» о том, как выбрать специальность и профессию, построена на принципе челленджей. Сначала подростку предлагается остановиться, выдохнуть и, заглянув в себя, познакомиться с собственными желаниями. Для этого мы даем ему практики осознанности, тесты, упражнения. Дальше описываем ситуацию на рынке труда, делимся информацией о перспективных профессиях — но опять же без директивных указаний, просто снабжаем всем необходимым для информированного принятия решения. И затем предлагаем попробовать себя в деле: познакомиться с представителями заинтересовавших профессий, сходить на экскурсию в компанию, устроиться на стажировку и так далее.
Разворот книги «ОК, что дальше?!»
Кстати, это книга российских авторов — разработчиков программ для подростковой профориентации Smart Course. В серии отечественных авторов в следующем году у нас выйдут такие же книги по предпринимательству и коммуникациям.
Главная идея — не нужно ничего выбирать раз и на всю жизнь. Мы живем в мире постоянно сменяющихся приоритетов и возможностей, где самые полезные качества — это смелость и проактивность, умение мыслить вне рамок. Их и развиваем. А еще помогаем родителям растить счастливого, социально ответственного человека, который будет стремиться менять мир к лучшему. Звучит пафосно, но каждая наша книжка об этом.
— Есть ощущение, что в России книг для подростков выпускается довольно мало. Как ты считаешь, почему издатели не особо хотят выпускать такие книги? И почему МИФ решился на этот шаг?
— Мы действительно были первые, кто с книжных страниц заговорил с подростками об их настоящем и будущем. До нас подростковых практических книг не было. Зато после выхода наших книг о мотивации, самооценке и личных границах подобные книги стали появляться и у других издательств. Это круто, ведь у подростков столько специфических проблем, о которых еще недавно было не принято говорить!
Дорожная карта
Взять, например, буллинг — еще несколько лет назад в обществе как-то считалось, что это чисто американская тема (мол, их школьное образование провоцирует деление на «популярных» детей и «изгоев»). А пару лет назад стали активно всплывать такие истории и у нас. Буллинг всегда был и в наших школах, просто заговорили о нем после большого перерыва (имею в виду фильм «Чучело») только сейчас. Это чисто типичная ситуация для России, когда проблема есть, а дискурса нет. Вот, наверное, ответ на вопрос, почему мы решили выпускать книги для подростков.
Ты сильнее, чем ты думаешь
Наконец-то стали подниматься в обществе вопросы о том, как детские и подростковые травмы повлияли на то, кем мы стали во взрослом возрасте. Это хорошо заметно по фейсбуку, да и в личных беседах все чаще всплывают истории, которые у людей вскрываются во время психотерапии. Чаще всего это истории о нездоровых детско-родительских отношениях, в которых не было доверия и информированности. Разумеется, мы не собираемся собой заменить эти отношения. Мы стараемся дать семье возможность поговорить на трудные темы. Ведь если ребенок не узнает чего-то важного от родителя, то он узнает об этом из интернета. И ракурс не обязательно будет удачным.
Как помочь ребенку повзрослеть
Поговорить с подростком на неудобные темы поможет книга «Как помочь ребенку повзрослеть»
Так что наши книги — это такой безопасный способ начать обсуждение «взрослых» тем в семье. И в целом снизить градус тревоги о будущем. Вот моя любимая книга «Дорожная карта» как раз заменяет эту тревогу от близящегося выбора на вдохновение — нет «неуспеха», есть обилие возможностей, одинаково классных. Мы постепенно уходим от слов «карьера», «подняться», меняем вертикаль на горизонталь (в книге есть такая фраза — «Наполняй жизнь, а не резюме»). Важно, чтобы это понимали не только дети, но и родители. Грамотный и спокойный подход мамы с папой к воспитанию подростка изложен в нашей книжке «Как помочь ребенку повзрослеть».
А отвечая на вопрос о том, почему таких книг мало, как маркетолог, могу сказать, что у них попросту не такой высокий рыночный потенциал. Родители много денег тратят на досуг и кругозор ребенка до 12 лет (отсюда бум красивых энциклопедий на почти любую тему). А потом начинаются дополнительные занятия, репетиторы к ЕГЭ, и книги отходят на второй план. Это нормальная ситуация, мы не стремимся заполонить книжные магазины огромными тиражами. Подростковое саморазвитие — изначально не слишком массовый «продукт».
— По каким критериям МИФ отбирает книги для подростков?
— Главный критерий — это, конечно, польза. Перед запуском направления мы провели собственное мини-исследование, проштудировали литературу по возрастной психологии и вывели список ключевых проблем и потребностей в подростковом возрасте. Если обобщить, то это потребность быть принятым в среде сверстников, в то же время — исследовать свою идентичность, чувствовать себя в чем-то уникальным (это и потребность и боль одновременно — «я не такой как все, я совсем один в этом мире», «я хочу, чтобы меня любили, но отстаньте от меня все»). Ужасно болезненное противоречие. Все мы через это проходили, но далеко не все получали в этот период поддержку.
Книга должна облегчать это состояние одиночества, делать его выносимым, отвечать на подростковые «боли». Авторы должны понимать позицию читателя, его возрастные изменения и психологические особенности. Поэтому тут важна экспертность. Наши авторы, как правило, либо имеют докторскую степень, либо обладают апробированными методическими разработками в области педагогики (либо и то, и другое).
Используй философию!
Второй критерий — применимость на практике. Мы не берем просто вдохновляющие книги, приоритет отдаем книгам с упражнениями, местом для записей — чтобы полученную информацию можно было проработать.
— Значит все-таки больше акцента делается не на энциклопедии, а на практические книги по личностному росту?
— Мы издаем и энциклопедии на этот возраст. Только, в отличие от книг на возраст до 12 лет, мы следим за тем, чтобы даже кругозорная информация в конечном счете несла практическую пользу. Например, к осени у нас выйдет очень красивая энциклопедия «В моей голове» о возможностях мозга. Это не просто сведения об анатомии и нейрофизиологии — прочитав книгу, подросток прочувствует, какие классные возможности заложены в его мозге, и будет думать, как их с толком использовать 🙂
Как спасти планету
Еще я в восторге от нашей книги «Как спасти планету» (выходит в июле). В ней рассказано, с какими катаклизмами сталкивается Земля из-за ускорившегося технологического прогресса и демографического скачка. С одной стороны, это энциклопедия — очень структурированная, полная, красивая, с современной инфографикой. С другой — прививка от обывательства. В каждой главе дается пояснение, что конкретно ты можешь сделать, чтобы снизить свое негативное влияние на планету.
Используй психологию!
Разворот книги «Используй философию!»
А наша серия «Используй философию!» и «Используй психологию!» самими заголовками говорит о пользе. Это совершенно точно энциклопедии, но нас покорил подход авторов: каждая концепция и теория рассматривается от вопроса, которым задается подросток («Что такое добро и зло?», «Чем я уникален?», «Что значит быть нормальным?», Зачем я живу?” и так далее). И вместо однозначных ответов приведены разные гипотезы древних и современных мыслителей (или ученых). Это очень МИФовская серия, потому что она учит мыслить самостоятельно.
— Многие подростки не любят читать. Удается нашим книгам увлечь таких детей?
— Пожалуй, нечитающий подросток предпочтет комиксы 🙂 Для этой цели у нас их целая классная коллекция! Нонфикшн все же чтение для более осознанных ребят. Но приоткрою завесу тайны — в конце этого года подростков ждет несколько художественных книг от МИФа. Мы расскажем об этом подробнее осенью.
— Назови книгу МИФа, которую нужно прочесть каждому подростку.
— Я уже ее упоминала — «Дорожная карта». Оттуда одна из моих любимых мыслей, которую я даже напечатала на своем «форменном» МИФовском свитшоте: «Дорогу видно целиком только в зеркале заднего вида». Ты взбираешься на гору, и пока ты в самом начале пути, тебе страшно, ведь вокруг сплошь холмы да ямы. Вообще непонятно, куда двигаться, что там ждет дальше… И только уже забравшись на приличную высоту, можно посмотреть вниз и увидеть целенаправленный путь, который прошел. И не забыть себя похвалить в этот момент 🙂
Книги для подростков смотрите здесь→