«KUMON. Давай вырезать!» — вторая рабочая тетрадь японской методики, которую мы освоили с дочкой Элиной (2 года 7 месяцев). Мы уже научились работать с наклейками, теперь решили взять в руки ножницы.
Начало
До того, как мы начали работать с тетрадью, Элина несколько раз брала в руки ножницы. Она делала надрез на бумаге, а затем рвала ее. Это занятие дочку очень забавляло, но вышло так, что свой опыт она перенесла и на KUMON. Вот что у нас получалось с первыми картинками.
Объясню подробно, какой уровень вырезания у нас был. Элина умела делать только один надрез, потом она вытаскивала ножницы, открывала их двумя руками, затем снова делала надрез. Я решила ей помогать, придерживая картинку. Так было легче вырезать ей, а мне объяснять, где именно надо сделать надрез, чтобы у нас не получалось, как с первыми картинками. Большим плюсом оказалось то, что картинки — это еще и одновременно игрушки. Например, тигренок (на фото выше) должен был шевелить усиками. В четвертом задании нужно было разрезать картинку, чтобы получился паззл.
Элина очень любит паззлы, поэтому она вырезала так, как было нужно, и дальше уже без особых проблем резала по линии. Тем более что с каждым разом игрушки были все интереснее. Например, мы посадили бабочку в клетку.
Правила обучения
Расскажу, какие правила стоит соблюдать, чтобы процесс обучения был эффективен.
- С первого занятия заниматься за столом.
В предисловии сказано, что нужно вырезать за столом и вообще подходить к занятиям, как к урокам, а не развлечениям. Но дочка когда играла с разрезанием бумаги, привыкла это делать на полу. Я пошла ей навстречу, и это было ошибкой.
Вот так заниматься не стоит 🙂
Это неудобно самому ребенку. На фото видно, что локти дочери в подвешенном состоянии, сидит с неровной спиной. Постепенно мы переместились за стол (и это было непросто, поэтому «правила игры» лучше обозначать заранее).
- Стараться не помогать ребенку.
Я уже писала, что поддерживала бумагу, чтобы дочке было легче вырезать. Но когда она уже могла одновременно держать бумагу и работать с ножницами, она отказывалась это делать! Изменить этот шаблон удалось тогда, когда пошли задания с изогнутыми линиями. Я сказала, что это новые упражнения, и теперь их надо делать без моей помощи. К тому же картинка оказалась интересной: вырезаешь по линии, а потом двигаешь нижнюю часть и получается, что обезьянка ест банан.
- Давать по листочку, а не всю тетрадь.
Каждую картинку родителям нужно вырезать из тетради, и лучше это делать заранее, пока ребенок не видит. Иначе может получиться, как у нас: Элина замечала следующую картинку, и не закончив работать с первой, сразу же начинала просить вторую. Или не могла остановиться и просила вырезать еще и еще, хотя заметно, что она утомилась.
Прогресс
Задания в тетради усложняются постепенно. В начале ребенок делает один надрез, затем несколько подряд, потом учится вырезать по изогнутым линиям, по кругу. Под конец уже идут простые предметы.
Примерно к середине тетради дочка научилась работать ножницами непрерывно по линии. А уже под конец вырезала полностью предметы. Конечно, пока получается не очень аккуратно.
Но прогресс меня поразил. За два месяца мы прошли большой путь. Как писала выше, дочка поначалу делала один надрез и раскрывала ножницы двумя руками. Теперь она режет непрерывно и делает это по контору! Мы продолжили отрабатывать навык вырезания по другой тетради «KUMON. Давай вырезать! Вкусные задания».
Кстати, в процессе мы познакомились и с лабиринтами.
Я дочке показала, как можно «зайти» внутрь яблочка, ей понравилось, и теперь мы проходим еще и «KUMON. Простые лабиринты».
Вырезанные предметы лучше складывать в отдельную папку. Потом интереснее смотреть, какого прогресса удалось достичь. К тому же ребенок сможет сам увидеть результат от регулярных занятий.
Элина училась вырезать по рабочей тетради «KUMON. Давай вырезать!» (скриншоты страниц, использованные в статье, оттуда же)