Мы привыкли думать, что выдающихся результатов достигают только самые талантливые и умные. Но в действительности причины успеха нельзя свести исключительно к личностным качествам. Что же тогда отличает особенных людей от всех остальных? На этот вопрос отвечает известный канадский журналист, поп-социолог Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры». Делимся интересными мыслями автора.
Секрет самого высокого дуба в лесу
Биологи часто говорят об экологии организма: самый высокий дуб в лесу стал таким не только потому, что рос из самого живучего желудя. Он попал в плодородную почву, другие деревья не заслоняли от него солнце, зайцы не грызли его кору, дровосек не срубил его до того, как оно превратилось в могучего исполина.
Все мы считаем, что успешные люди происходят из самых живучих семян. Но достаточно ли мы знаем о солнце, обогревающем их, о почве, в которой они пустили корни, и о зайцах и дровосеках, с которыми им повезло не столкнуться?
Тесно связывая успех и личностные качества, мы напрасно растрачиваем человеческий потенциал. Мы придумываем правила, препятствующие достижениям. Мы раньше срока скидываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными, хотя при благоприятных условиях они могли бы стать великими.
Нельзя сказать, что интеллект, талант или физические данные совсем не важны. Но они имеют значение лишь до определенного уровня, а дальше решающую роль начинают играть другие факторы.
Даже если ребенок от природы умен и талантлив, это еще не значит, что он сможет добиться успеха. Источник
Сравните с баскетболом. Не обязательно быть самым высоким игроком. Хватит и того, что ты достаточно высок. А дальше на первый план выходят скорость, маневренность, чувство площадки, ловкость в обращении с мячом, точность бросков.
Что же относится к этим «другим факторам», когда речь идет об успехе? На самом деле их очень много. Воспитывая детей, мы не способны учесть абсолютно все, ведь иногда кому-то просто везет, а кому-то — нет. Но кое-что нам по силам. Например, дать ребенку возможность заниматься тем, что ему нравится, привить ему трудолюбие, развить у него творческое мышление и практический интеллект.
Как достичь мастерства: правило 10 000 часов
В начале 1990-х гг. психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. С помощью преподавателей студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую вошли потенциальные солисты мирового класса. Во вторую — те, кого оценили как «перспективных». В третью — юноши и девушки, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае — учителями музыки в средней школе.
Студентам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, когда впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня? Почти все участники начали играть примерно в одном возрасте — лет в пять. В течение первых нескольких лет все упражнялись приблизительно одинаково — около двух-трех часов в неделю. Но примерно с восьми лет стали проявляться различия.
Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю, к 12 — по восемь часов, к 14 — по 16, и так до 20 лет, когда они стали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий.
После этого Эриксон с коллегами сравнили профессиональных пианистов и пианистов-любителей. Была выявлена аналогичная закономерность. В детстве любители никогда не занимались более трех часов в неделю, поэтому к 20 годам общее количество часов практики составляло 2000. Профессионалы того же возраста имели «в багаже» по 10 000 часов упражнений.
Любопытен тот факт, что Эриксону с коллегами не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Не были выявлены и те, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвались вперед просто потому, что не обладали нужными качествами.
Людей, обладающих достаточными способностями, чтобы поступить в лучшее музыкальное учебное заведение, различало лишь то, насколько упорно они трудились. И все.
Моцарт не исключение
Правило 10 000 часов относится даже к тем людям, которые с детства считались чрезвычайно одаренными. Возьмем, к примеру, Моцарта, который, как известно, начал писать музыку в шесть лет.
Вот что говорит психолог Майкл Хоув:
«По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность того, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись.
Многие детские произведения Вольфганга, такие как, скажем, первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (No. 9. K. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».
Моцарт корпел над своими произведениями более десяти лет, прежде чем написать первое из тех, что сегодня вызывают у нас восхищение. Источник
Музыкальный критик Харольд Шонберг идет еще дальше. Моцарт, по его словам, «развился поздно», поскольку величайшие свои произведения он создал после 20 лет сочинения музыки.
А как насчет «Битлз»?
В чем секрет одной из известнейших рок-групп всех времен? Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Стар приехали в США в феврале 1964 г., выдав целую партию хитов. Но дело вовсе не в том, что они были гениями.
Леннон и Маккартни начали играть в 1957 г., за семь лет до прилета в Америку. В 1960 г., когда «Битлз» были еще никому не известной школьной рок-командой, их пригласили в Германию, в Гамбург.
«В те времена в Гамбурге не было рок-н-ролльных музыкальных клубов, — писал биограф группы Филипп Норман. — Нашелся один владелец клуба по имени Бруно, у которого возникла идея приглашать различные рок-группы. Схема была одна для всех. Длинные выступления без пауз. Толпы народа бродят туда-сюда. А музыканты должны беспрерывно играть, чтобы привлечь внимание слоняющейся публики».
Вот что Джон Леннон рассказывал о выступлениях в гамбургском клубе: «Мы становились все лучше и набирались уверенности… В Гамбурге нам приходилось играть по восемь часов кряду, так что хочешь не хочешь, а надо было стараться».
А вот что вспоминает Пит Бест, бывший в ту пору ударником группы: «Мы работали семь вечеров в неделю. Поначалу мы играли без остановки до полпервого, то есть до закрытия клуба, но когда стали популярнее, публика не расходилась и до двух часов ночи».
К тому моменту, когда их ждал первый шумный успех, они дали уже около 1200 живых концертов. Вы представляете, насколько невероятна эта цифра? Большинство современных групп не дают столько концертов за все время своего существования. Суровая школа Гамбурга — вот что отличало группу «Битлз» от всех остальных.
«Они уезжали, ничего собой не представляя, а вернулись в прекрасной форме, — пишет Норман. — Они научились не только выносливости. Им пришлось выучить огромное количество песен — кавер-версии всех произведений, какие только существуют… До Гамбурга они не знали, что такое дисциплина на сцене. Но, вернувшись, они играли в стиле, непохожем ни на какой другой».
Почему важна поддержка родителей
У миллиардеров, сделавших состояние на программном обеспечении, рок-групп и звезд спорта есть кое-что общее: у них была возможность трудиться усерднее всех остальных.
Надо отметить и еще одну интересную деталь: 10 000 часов — это очень-очень много. Ребенок не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов, поэтому ему нужны поддержка и помощь родителей.
Мастерство — один из главных факторов успеха. Чтобы стать профессионалом, не нужно быть гением от рождения. Создайте благоприятные условия, при которых ребенок сможет много заниматься тем, что ему нравится, и вы обязательно заметите результат.
Творческое мышление
Запишите как можно больше вариантов использования следующих предметов: 1) кирпич; 2) одеяло.
Это так называемый тест дивергентных способностей. Он задействует воображение, позволяя мысли работать в разных направлениях. Здесь нет единственно правильного ответа.
Ниже приведены варианты, которые предложил ученик английской престижной средней школы по имени Пул:
«Кирпич: можно использовать во время грабительских налетов на витрины магазинов. Для возведения дома. В игре „русская рулетка“, если вы хотите одновременно поддерживать форму (отойти на десять шагов, повернуться и бросать — уклоняться не следует). Чтобы одеяло не сползало с кровати, нужно к каждому углу привязать по кирпичу. Им можно разбивать пустые бутылки из-под кока-колы.
Одеяло: им можно укрываться. Использовать как подстилку, когда занимаешься сексом в лесу. Как палатку. Им можно подавать дымовые сигналы. В качестве паруса лодки, повозки или саней. Вместо полотенца. По нему вместо мишени могут стрелять близорукие люди. На него могут прыгать люди из горящих высотных домов».
Читая ответы Пула, несложно представить себе, каков он. Веселый. У него имеется некоторая склонность к разрушению, он ценит чувственное наслаждение и наделен способностями к драматургии. Складывается впечатление, что, будь у него на десять минут больше, он придумал бы еще 20 вариантов.
А теперь для сравнения взгляните на ответы ученика по имени Флоренс — настоящего вундеркинда, обладающего одним из самых высоких IQ в школе: «Кирпич: для строительства, бросания. Одеяло: им можно укрываться, тушить пожар, можно привязать к дереву и спать, как в гамаке».
Где у Флоренса воображение? Он упомянул самые типичные и функциональные варианты использования кирпича и одеяла и этим ограничился. Его ум далеко не так гибок и изобретателен, как у Пула.
Ключевым моментом, отличающим Флоренса от Пула, является не более высокий коэффициент интеллекта. У обоих мальчиков он выше пороговой величины. Ключевым моментом является способность Пула перескакивать от сцен насилия к сексу, от секса к людям, выпрыгивающим из горящих зданий, и ничего при этом не упускать. У Флоренса эта способность отсутствует.
А теперь скажите, кто из этих учеников более склонен к творческой исследовательской деятельности, за которую могут присудить Нобелевскую премию? Ответ очевиден.
Какой из всего этого следует вывод? Если вы думаете, что просто одному мальчику повезло родиться с богатым воображением, а другому — нет, то глубоко заблуждаетесь. Творческие способности можно и нужно развивать!
Практический интеллект
Не менее важен практический интеллект (не путайте с аналитическим). Даже самый умный человек вряд ли добьется больших успехов, если не умеет ориентироваться в жизненных ситуациях, общаться с другими людьми на равных, отстаивать свою позицию и добиваться желаемого.
Бытовая сообразительность — это знания, а точнее, умения, которыми нужно овладеть. Они должны сформироваться под внешним влиянием, и влияние это, как правило, оказывает семья.
Вероятно, наиболее точное объяснение этому процессу дала социолог из Мэрилендского университета Аннетт Ларо. Несколько лет назад она провела занимательное исследование, объектом которого стала группа третьеклассников. Всего двенадцать человек.
Первые принимают активное участие в жизни детей, приобщают их к разным видам деятельности, расспрашивают о тренерах и товарищах по команде. Один ребенок из богатой семьи входил в бейсбольную команду, две футбольные команды, летом занимался плаванием и баскетболом, играл в оркестре и брал уроки игры на пианино.
Жизнь детей из бедных семей не отличалась таким же насыщенным распорядком. «Игра» для них означала не футбольные тренировки два раза в неделю, а самостоятельные развлечения на улице вместе с братьями, сестрами и соседскими ребятишками.
Родители, принадлежащие к среднему классу, не просто отдают приказания, а ведут с детьми задушевные беседы и дискуссии. Они хотят, чтобы дети делились с ними своими мыслями, обсуждали их, задавали взрослым вопросы.
Источник
Стиль воспитания, которого придерживаются родители, принадлежащие к среднему классу, Ларо называет «совместным развитием». Его задача — активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка». В противоположность этому бедные родители склонны полагаться на «естественное развитие». Они считают, что обязаны заботиться о ребенке, но развиваться он должен самостоятельно.
В практическом отношении «совместное развитие» дает громадное преимущество. Загруженные различными занятиями дети из обеспеченных семей постоянно приобретают разнообразный жизненный опыт. Они учатся работать в команде, справляться со сложными ситуациями, комфортно общаться с взрослыми и выражать свое мнение. Иначе говоря, при прочих равных условиях таким ребятам будет проще стать успешными людьми.
На первый взгляд кажется, что гении, миллионеры и звездные спортсмены — особенные люди. Но правда в том, что они вовсе не обладают исключительными способностями от рождения. Благоприятные условия, позволяющие ребенку развиваться в правильном направлении, гораздо важнее, чем талант или уровень интеллекта. Больше о секретах успеха читайте в книге «Гении и аутсайдеры».
Обложка поста отсюда