Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Корпоративные подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку привыкнуть к школе. Советы Виктории Шиманской
вчера

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Основная задача первоклассника — адаптация ко всему новому, что появилось в его жизни после 1 сентября. Этот процесс требует не меньше энергии, чем обучение самостоятельности: выучить имена одноклассников, постараться по сорок минут сидеть за партой, привыкнуть к запахам из столовой и школьным звонкам — все это огромная работа для детской психики.

Виктория Шиманская, доктор психологии и ведущий эксперт по развитию эмоционального интеллекта, в своей книге «Детские кризисы» рассказывает, как помочь первокласснику адаптироваться к новой реальности.

Ура, 1 сентября! Поздравляем школьников, родителей и всех-всех-всех! Это время выбирать, чему учиться и что читать. Акция «Снова в школу» продолжается. Успевайте выбрать книги от 100 рублей, получить скидку 35% на всё и заполучить курсы по очень выгодным ценам. Самое время начать учебный год с пользы и вдохновения.



Детские кризисы

Бумажная книга Электронная книга

Большие перемены

Просто помните, что ребенок сейчас ужасно занят, даже когда сидит без дела: он переваривает все, с чем ему теперь приходится иметь дело. Учиться тоже придется, и не только тому, что лежит на поверхности (чтение, письмо, окружающий мир и т. д.). По пять-шесть часов в день первоклассник учится организовывать свою жизнь, идти туда, куда надо, говорить о том, о чем предлагает учитель, принимать и выполнять задачи (те же уроки сделать — не значит просто открыть учебник и что-то там записать, не вникая в суть). На это тоже уходит море сил.


Источник

А ведь еще нужно делать все то, что ты делал раньше: есть, пить, засыпать, просыпаться, играть, гулять… Неудивительно, что многие дети начинают фактически учиться со второго класса.

Давайте разберемся, что происходит с ребенком. Обычно родителей тревожит то, что ребенок…

Совершенно неузнаваем

Таскает из школы новые словечки, повадки, ужимки, начал манерничать и кривляться, и вас это ужасно раздражает.

В семь лет ближний круг ребенка вырастает примерно в три раза: учителя, одноклассники, их родители — это все новые примеры для подражания, новые модели поведения, новые тренды взаимодействия. Все, что вы можете сделать, — смириться с тем, что ваш ребенок в следующий год будет меняться, как картинки в калейдоскопе, примеряя те или иные роли и манеры.

Что делать, если какие-то из этих ролей вам далеко не симпатичны?

1. Не спешите сразу одергивать ребенка: «Фу, какая грубость, это кто у тебя в классе так говорит?» или «Я тебя не узнаю, ты какая-то вредная девочка, не хочу с такой общаться». Возможно, он примеряет интонацию нового знакомого совершенно неосознанно, и тогда ваша обратная связь будет иметь вид наказания без преступления.


Источник

2. Проявите интерес. Допустите, что играете в игру вроде «Угадай персонажа» и ваш ребенок, талантливый актер, только что показал один из ярких образов. Попробуйте развить игру: «О, сэр, не узнаю вас в гриме. Это вы мне показываете Ваську с задней парты? Или Марину Валерьевну, когда она очень сильно на вас сердится?» По вашей реакции ребенок быстро поймет, что нечаянно вышел за рамки привычной интонации.

3. Объясните правила. «Слушай, друг, у нас в семье так не говорят. Это звучит слишком назойливо, или грубо, или неискренне, или непонятно и т. д. Давай попробуем то же самое выразить по-другому!»

Если же вы не можете сами себе объяснить причину, почему новые манеры вашего ребенка вас беспокоят, скорее всего, это просто болезненная реакция на новое. В этом случае лучше работать не с ребенком, а с собой: постарайтесь понять, что именно вас так пугает или раздражает в том, как говорит и действует ваш ребенок. Кого он вам напоминает? Объективна ли ваша реакция или это ваш собственный вкус и личный опыт не дают принять новые интонации

Стал более тревожным

Дольше и тяжелее засыпает, беспокойно спит, волнуется о чем-то, перепроверяет по десять раз какую-нибудь тетрадку в портфеле. Совершенно естественная реакция на стресс. Ее можно считать нормой до тех пор, пока она не начинает откровенно мешать вам и ребенку спокойно жить.

То есть если ребенок полчаса ворочался, а потом все-таки уснул и сладко проспал до самого будильника — все в порядке, волнение в пределах нормы. А если у него за первые две недели учебы образовались черные круги под глазами, он стал засыпать нормально только в одной кровати с вами и часто просыпается среди ночи в слезах — дело явно приобретает скверный оборот и ребенку нужна помощь.


Источник

В первую очередь — в виде вашей ласки и терпения, пересмотра уровня общей нагрузки, а возможно, и в виде консультации с хорошим детским психологом.

Иногда бывает явно перевозбужден

Он хохочет и бесится целыми часами, все никак не может остановиться или даже впадает в агрессию. Это тоже реакция на стресс. Если после приступов такой «гиперактивности» ребенок крепко и спокойно засыпает, не теряет аппетита, у него не случаются истерики, причин беспокоиться нет.

В крайнем случае можно завести простой и понятный ритуал, который поможет ребенку быстро сориентироваться, понять, что он заходит далеко, и «вернуться в реальность».

Например, можно предложить вместе попить воды — и пить воду мелкими глотками всякий раз, когда ребенок начинает расходиться. Или пойти умыть лицо, освежиться, или посидеть несколько минут вместе, обнявшись. Иногда помогает и детский стишок, и песенка, которую вы можете начать напевать — и ребенок, переключившись на нее, становится чуть спокойнее.


Источник

Важно! Чтобы такой ритуал действительно работал, нужно, чтобы вы сами были максимально спокойны и строго его соблюдали в момент, когда ребенку пора успокоиться. Если использовать прием через раз или по настроению, у ребенка не сможет установиться прочная нейронная связь между действием и внутренним состоянием.

Ужасно медленный

Ему задали совсем пустяковые задачи, а он решает их три часа вместо тридцати минут. И вот у родителей уже срываются с губ слова вроде «копуша» или даже «тормоз»…

Взрослые и дети вообще редко совпадают по темпу. Когда ребенок носится как угорелый, мы умоляем, чтобы он сбавил обороты, а когда садится и начинает медленно вникать в то, что для него действительно сложно, — ругаем, что он тормозит.


Источник

Здорово, когда можем позволить ребенку действовать в том темпе, который ему удобен, ну а если возникают сомнения, что эта скорость органична ему, давайте пройдемся по чек-листу.

  • Понимает ли ребенок, что и зачем делает? Зачастую мы действуем медленно, когда размышляем о чем-то, а двигаемся и выполняем задачи на автомате.
  • Удобно ли ребенку делать то, что он делает? Бывает, что дети делают что-то очень медленно (например, пишут), когда у них рука висит над столом, или когда свет падает не с той стороны, или посторонний шум постоянно отвлекает.
  • Он действительно делает или мучительно заставляет себя делать? Многим родителям знакомо такое: ребенок в два часа дня сел за стол и якобы начал учить уроки, а к четырем у него только открыта тетрадь и написано одно предложение. Это не потому, что он лентяй или плохо соображает, а потому, что ему очень не нравится делать то, что от него требуют, и он три четверти всего пройденного пути только уговаривал себя заглянуть в книгу. Тогда вам предстоит не поторапливать ребенка, а вернуться к вопросу о том, понимает ли ребенок, зачем ему учиться и какую выгоду (речь не о материальной, конечно) он получит, приготовив уроки.
  • Есть ли у ребенка удобный алгоритм действий? Восемьдесят пять процентов всех задач первоклассника — простая рутина: достал тетрадки, убрал тетрадки, позавтракал, почистил зубы, положил сменку в мешок… Если каждое утро, к примеру, вы тратите больше часа на то, чтобы просто собраться в школу, вероятно, у вас нет удобного алгоритма. Продумайте последовательность действий, составьте точный список микрозадач, полностью описывающий сборы в школу, оформите все это в плакат и действуйте четко по плану. Времени сразу прибавится, а ребенок заодно выучит основы тайм-менеджмента.

Вдруг начал отказываться от вещей, которые раньше ему так нравились

«А можно мы в субботу не пойдем всей семьей на плавание? А может, не поедем в гости к бабушке?» Похоже, ребенок очень устает в школе, а отказом от других активностей просто сбрасывает балласт.

Жаль, но в роли такого балласта как раз чаще всего выступают очень нужные, полезные, даже фундаментальные для семьи вещи: совместный спорт, гости, долгие прогулки. Вероятно, вам захочется, чтобы они-то как раз и остались в вашей жизни — и тогда стоит подумать, чем пожертвовать вместо семейных ритуалов.


Источник

Это может быть какой-нибудь кружок, или дополнительное занятие, или, может быть, даже усиленная программа в школе. Строго говоря, не так уж важно, насколько быстро ребенок научится считать в пределах тысячи, если в обмен на это знание он должен будет отдать общение с близкими — или даже собственное здоровье.

Что в целом стоит помнить?

Сейчас не только вам сложно с ребенком, но и самому ребенку очень сложно. Он — главный герой этой истории, он находится в эпицентре событий, именно с ним происходят все основные метаморфозы.

Если дома или на детской площадке он начинает выдавать слишком сильные реакции, вполне вероятно, что ему очень сложно владеть собой в школе. Здорово, что он находит выход своим эмоциям здесь, рядом с близкими.

Старайтесь не требовать от первоклассника идеального поведения, безукоризненной собранности и образцового воспитания. Все это придет, как только львиную долю сил перестанет съедать адаптация.

По материалам книги «Детские кризисы»
Обложка статьи: unsplash.com

Заказать:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Рубрика
Психология
Похожие статьи