Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Книги и тексты Психология и здоровье Бизнес и карьера Лектории Практикумы Бесплатные Старты месяца Выбор студентов Получить профессию Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Дети и чтение: истории, которые оживают
16 июля 238 просмотров

Госпожа Метафора
Госпожа Метафора

Небольшое усилие, потом еще чуть-чуть, потом рывок — и вот ты на животе. Теперь оттолкнуться посильнее ногами — и можно дотянуться до этого странного предмета, в который мама почему-то подолгу смотрит… Если взглянуть глазами ребенка, то книга — просто много листов, полных черных значков, и хорошо, если есть картинки. А если их нет?

Это эссе о детском чтении написала ученица курса «Текст как инструмент» Лиля Гольдберг. Второй поток курса вот-вот стартует, здесь вы можете записаться на него и узнать, когда запуск.

Две абрикосовых косточки

Два человека держат в руках одинаковые абрикосовые косточки. Для одного косточка — словно камень. Твердая, она сохранила легкий аромат, но скоро он выветрится и косточка окончательно засохнет. Ее можно попробовать на зуб, но она несъедобна. Ее можно повертеть в руках, разглядывая узоры на поверхности, но и это скоро надоест. Косточка скучна.

У другого человека такая же косточка, твердая и несъедобная. Но от того, что она лежит в его руках, между человеком и косточкой возникает особое пространство, новое измерение. В этом пространстве человек уже не просто человек, он — садовник. А косточка прорастает и превращается в цветущее дерево, на котором скоро появятся первые плоды… Нет, нет. Ничего еще не проросло.

Но где-то между этой косточкой и ладонью рождается и начинает раскрываться история.

Первому будет непросто взяться за лопату, чтобы хотя бы посадить косточку в землю. Второму хватит терпения, чтобы поливать место, где зарыта косточка, даже если еще не проклюнулся росток.

Ты и книга

Даня захлопнул учебник по литературе и смотрит на меня с тоской: «Мам, ну что я должен написать? Как я отношусь к герою? Да никак!»

Если между тобой и книгой не складывается этого особого пространства, чтение превращается в тягостные попытки засунуть в себя по маленькой ложке ненавистную кашу. Мама стоит над тобой и говорит, что каша очень полезная, что ты вырастешь и поймешь это сам, а сейчас надо просто открыть рот и съесть еще чуть-чуть.

Но если встреча случается, если между тобой и книгой открывается это новое измерение, книга цепляет и держит. Книга открывает тебе, что ты не один. Книга расширяет границы, меняет систему координат. И там, где раньше был тупик и беспомощность, возникает перспектива и вызов. Книга дает возможность двигаться там, где ты застывал и не решался сделать следующий шаг.

Книга возвращает тебе нового тебя.

Нет. Не любая. Нет. Не существует точного рецепта. Мы слишком уникальны. Но тогда как передать детям, что вообще-то так бывает, чтобы этот опыт остался с ними?

Учить ребенка читать — не значит учить его видеть за орнаментом букв конкретные звуки и слова. Не только это.

Учить ребенка читать — значит снова и снова помогать ему открывать, как эти слова сплетаются в смыслы. Не чужие, а имеющие отношение к нему самому.

Учить ребенка читать — значит давать ему опыт контакта с пространством, где его собственная история встречается с историями других людей.

Учить ребенка читать — значит помогать ему находить свои истории, не боясь оставить недочитанным то, с чем пока не по пути.

Учить ребенка читать — значит вместе с ним оживлять истории. И наблюдать с удивлением, как они выбираются со страниц и вплетаются в реальность дня, придавая ему новые оттенки и высвечивая то, что раньше оставалось незамеченным.

Учить ребенка читать — значит вглядываться с интересом в героев и события и вдруг находить знакомое.

Как выманить историю из абрикосовых косточек букв?

Истории оживают, когда рядом тот, кому тепло и хорошо от того, что ты есть. И просто тепло и хорошо. Когда к вечеру сил совсем не остается, я лежу пластом рядом с засыпающим сыном. В такие дни мы не читаем.

Очень важно, чтобы было можно не читать.

Потому что если не читать нельзя, то рано или поздно это превратится в экзекуцию для родителя, и ребенок безошибочно считает, что чтение — процесс мучительный, что скорее бы уже захлопнуть книгу и заняться другими делами. Истории любят выспавшихся, сытых мам с чашечкой вкусного чая.

Истории оживают, когда наполняются звуками, запахами, цветами и ощущениями.

Из телефона льется музыка Чайковского, битва в самом разгаре, мыши наступают. Яша пробует себя в роли Мышиного короля, я сегодня — Мари, а моя тапочка — туфелька, которой мне предстоит аккуратно нейтрализовать короля. Этими же тапочками вчера искали Золушку, а завтра они понесут Элли в родной Канзас. Обувная ложка — отличный меч. А подушка-сосиска — страшный змей, охраняющий волшебную скатерть, а заодно и спящих детей.

Истории оживают в прикосновениях.

Голодная гусеница с громким чавканьем доедает пятый апельсин, но она снова не наелась. Вместо того, чтобы перелистнуть страницу и перейти к поеданию пирожного, я превращаю свою руку в голову гусеницы. И вот она принюхивается и замечает двух мальчиков, склонившихся над книгой, которую они давно знают наизусть. Что ж, отличный ужин для будущей бабочки! Яша уже догадался и готов убегать с визгом и хохотом. Йося смотрит удивленными глазами, как гусеница начинает осторожно кусать его ногу.

Истории оживают, вплетаясь в полотно дня через игру.

Я набираю побольше воздуха и дую изо всех сил. Соломенный домик разлетается, а маленький поросенок пускается наутек. История выходит с нами во двор и превращает его в волшебный лес.

Истории оживают, когда мы вдруг узнаем в них себя.

Яша точно знает, что шампунь щиплет глаза. Шампунь детский, без слез, но Яшу сложно переубедить. Яша также считает, что мыть голову не так уж необходимо. А что действительно нужно, так это поднимать краном кубики-кирпичи, возводить новые этажи дома, а еще придумать лифт… Он с недоверием косится на меня. «Бастиндочка, ну давай помоемся? Ты ведь уже столько лет без душа!» В Яшиных глазах загораются разбойничьи огоньки. Теперь шампунь можно и потерпеть, зато из пены наколдуются лягушки и змеи.

Истории оживают, когда дают пристанище тому, что пока не может вместить наша душа.

«Давай еще раз эту!» — Яша переворачивает страницу назад и злая фея Карабос в пятый раз за 15 минут врывается в зал, где празднуют день рождения Авроры. Карабос в ярости, ее забыли, она крушит все на своем пути. Сверкающие молнии, бьющиеся стекла, испуганные крики гостей…

Год назад у Яши родился младший брат. И, как часто бывает, это вызвало у него не столько радость, сколько огромное количество не очень приятных вопросов. Потому что если у мамы есть новый ребенок, не я, то кто теперь я? Где теперь мое место? И бывают дни, когда Яше очень хочется ворваться вот также громко и яростно в комнату, где мама укладывает малыша, и заколдовать его. И желательно не ждать до шестнадцатилетия. История дает возможность соприкоснуться с этой яростью, но не оказаться брошенным с ней один на один.

Из детства можно вынести, что книги — это про «надо» и «хорошо». И в этом «надо» книга рискует остаться чем-то отдельным, отрезанным. Но можно взять знание, что книга — то, с чем можно взаимодействовать. Своим прочтением, своим свежим видением читатель способен вдохнуть в книгу новую жизнь. Учить ребенка читать — значит учить его творить вместе с автором.

Автор: Лиля Гольдберг, курс «Текст как инструмент».

Похожие статьи