Умение копить — очень полезный навык, который стоит освоить еще в детстве. Маргарита Зобнина, кандидат экономических наук и профессор Высшей школы экономики, в книге «Почти взрослые деньги» в простой и увлекательной форме объясняет, как научиться копить.
Подушка безопасности
С каждым из нас могут случиться непредсказуемые ситуации: уволили с работы, кошка пролила чай на рабочий ноутбук, разбился телефон. Подушка безопасности помогает предусмотреть сложные ситуации в жизни и справиться с ними. К примеру, ты устроился курьером, а у тебя сломался велосипед. Можно не тратиться на ремонт и продолжить работу пешком. Это будет бесплатно, но долго. А можно потратить деньги, купить новый велосипед и выполнять работу быстрее. И следовательно, больше зарабатывать.
В работе курьера многое решает скорость. Так и в бизнесе — потерянное время не играет нам на руку.
Помни, что подушка безопасности — это накопления на случай непредвиденных трат. Нельзя брать из нее деньги только потому, что тебе захотелось новую модель смартфона.
Для того чтобы собрать подушку безопасности, необходимо рассчитать траты за месяц. Запиши ниже расходы своей семьи:
1. Жилищно-коммунальные услуги ___
2. Питание ___
3. Мобильная связь ___
4. Образование (кружки, репетиторы и прочее) ___
5. Развлечения (спорт, отдых, кино) ___
6. Карманные расходы ___
Итого: ___
Собрать подушку безопасности можно разными способами: завести копилку, отдать деньги на хранение кому-то из близких или открыть счет в банке. Если возраст пока не позволяет тебе это сделать, попроси родителей оформить тебе личную банковскую карту. Откладывай туда комфортную часть от каждой суммы, которую получаешь. Например, 10%. Старайся без жесткой необходимости не прибегать к тратам этих накоплений.
Как грамотно тратить деньги
Чтобы грамотно расходовать деньги, тебе нужно понимать полезность любого продукта и уметь оценивать ее в деньгах. Спрашивай себя «Сколько я готов заплатить за это?» до того, как увидишь цену. А после сравнивай текущую цену товара со своей «внутренней». Если цены расходятся, решай, готов ты совершить покупку за бÓльшие деньги, чем планировал, или нет.
При планировании покупок важно помнить о том, что следующая единица какого-то товара вряд ли принесет нам столько же радости, сколько подарила первая. «Зачем мне это знание?» — спросишь ты. А затем, чтобы понимать, сколько ты готов отдать за ту или иную покупку. Если обдумать это заранее, будет проще управлять своими тратами. И бонус — ты не попадешься на крючок маркетинговых уловок.
Макс хочет купить термокружку и готов потратить на нее 300 рублей. Он видит много реклам с кружками за 400, 550 и 700 рублей. Однако он определил для себя ту цену, которую готов отдать за обновку. Это внутреннее установление цены дает Максу ощущение границ и делает неуязвимым к маркетинговым хитростям.
Задача компаний и магазинов — что-то продать нам. Наша задача — сделать так, чтобы мы преследовали свои интересы, а не интересы этих компаний. Как компании заинтересованы в получении прибыли, так и мы должны быть нацелены на свое счастье. Когда ты собираешься в магазин, заготовь заранее список того, что нам нужно купить. Это поможет избежать импульсивной покупки чего-то ненужного.
По материалам книги «Почти взрослые деньги».
Где купить: МИФ • Читай-город
Обложка статьи: unsplash.com