Что означает начало года для марийцев, эвенков и вепсов? Чем якутский Ысыах отличается от калмыцкого Зула, а бурятский Сагаалган — от чувашского Сурхури? Зачем нганасаны надевают смертные одежды и каких подношений ждут от нанайцев духи воды? Выбрали из книги «Страшный, таинственный, разный Новый год» несколько необычных новогодних обрядов.
Обряд очищения
Эвенки — коренной народ Восточной Сибири. Среди них выделяют несколько групп: сымские эвенки, эвенки Нижней Тунгуски, амурские, якутизированные. Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи, в котором различают три диалекта: северный, южный и восточный. Численность в России — около 37 тысяч. Традиционное занятие — охота, оленеводство, в том числе кочевое, рыболовство. Среди эвенков сохраняются шаманистские верования, некоторые исповедуют православие и буддизм.
На подготовленной поляне устраивают своеобразные ворота, сооруженные из двух лиственниц, через которые проходят гости. Их окуривают дымом багульника (рододендрона) или можжевельника, чтобы тело избавилось от болезней, а душа — от проблем, которые накопились за прошедший год.
Раньше обряд очищения проводил шаман. После короткого камлания и ударов в бубен он разогревал кусочек сала на костре и крестообразно мазал им тыльные стороны ладоней всех присутствующих.
Почитают лося
Селькупы (от «лесной, таежный человек») — западносибирский самодийский народ. Говорят на селькупском языке самодийской ветви уральской языковой семьи, родственном нганасанскому. Общая численность в России — около 3600 человек. Традиционные занятия — охота на лося и дикого оленя, рыболовство. Среди верующих есть православные, сохраняются шаманистские верования.
Лось был важным промысловым животным для селькупов. Это отражено в мифах о нем: по одной версии, лось носит на своих рогах луну (именно поэтому они такие извилистые), по другой — созвездие Большой Медведицы появилось на небе в результате давней охоты на лося.
По селькупским поверьям, в начале августа небесный Лось приходит к реке, мочится в воду, после чего та становится холодной, а вскоре начинаются грозы и дожди. В это же время сокращается световой день — погода «поворачивается к зиме». Завершение теплого сезона и начало холодного у селькупов обозначено календарным Праздником лося.
Разводят священный огонь
Алтайцы — тюркский коренной народ Сибири. Это название объединяет несколько этнических групп: алтай-кижи, теленгиты, тубалары и челканцы. Говорят на южно- и северноалтайских языках тюркской языковой семьи. Численность — около 75 тысяч. Наиболее употребимое название для системы традиционных алтайских верований — Алтай Дьанг, что означает «алтайский закон, порядок, вера».
Начинается действо после восхода солнца: алтайцы съезжаются к месту праздника, проходят к алтарю и раскладывают подношения на войлочном коврике. До тагыла идут в особом порядке: мужчины, среди которых жрец-дьарлык, или лама, или другой духовный лидер, за ними — женщины и дети.
По материалам книги «Страшный, таинственный, разный Новый год».