Искусство учиться
Почему школьник плохо запоминает новое? 7 распространенных причин
16 ноября 246 просмотров
Искусство учиться
Почему школьник плохо запоминает новое? 7 распространенных причин
16 ноября 246 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Во время учебы в школе приходится запоминать много всего. Стихотворения, правила, названия столиц, формулы… Но далеко не всем детям это дается легко. В чем может быть причина? Давайте разбираться.

Внешние раздражители

Это могут быть уведомления, звонки, напоминания, работающий телевизор, мяукающая кошка и многое другое. Постарайтесь свести их количество к минимуму — это заметно повышает продуктивность занятий.

Если нужно продуктивно поработать, что-то запомнить или чему-то научиться, придется полностью сфокусировать на этом свое внимание.

Профессор кафедры менеджмента Калифорнийского университета в Беркли Мортен Хансен предлагает использовать технику «привяжи себя к мачте». Перед началом занятий избавьтесь от посторонних раздражителей: выключите телефон, уберите из комнаты ту самую кошку, попросите близких вас не отвлекать. Тогда вы будете почти на 100% в моменте. Почему «почти»? Потому что существуют еще и внутренние факторы, которые могут отвлечь: мысли, беспокойство, стресс.

Еда

Сразу после еды запоминать и в целом учиться сложнее, чем на пустой желудок, поэтому к занятиям приступайте не раньше чем через час после завтрака или обеда. Еще на способность запоминать отрицательно влияет употребление сахара. Мнемонист с 10-летним опытом Ильгиз Сабиров заеметил: съев сладкое, он лишь на пару минут становится энергичнее, а потом засыпает на ходу. Поэтому он исключил сахар из своего рациона.

Недостаточный сон

Ночью происходит много удивительных вещей. Мозг в это время даже активнее, чем во время бодрствования: полученная за день информация превращается в воспоминания, образуются новые нейронные связи. Сон влияет на настроение, стрессоустойчивость и даже ощущение удовлетворенности жизнью. Когда вы не высыпаетесь, сил запоминать новое нет.

После усиленной подготовки к экзамену студенты запомнят больше, если дальше последует тихий час или ночной сон, чем если вместо этого продолжат бодрствовать и учить материал несколько дополнительных часов.

Как следует из статьи в журнале Nature, сон улучшает сообразительность при поиске решений. Это справедливо и в отношении моторных навыков. Если вы, например, учитесь танцу или другим физическим движениям, на следующее утро они будут получаться у вас лучше, чем сразу после занятия.

Нет мотивации

Наш мозг лучше учится новому, если видит, что в конце ждет какой-то результат, вознаграждение. Стоит записать как минимум три полезных результата, которые даст вам навык запоминания. Например: «Если я выучу английский, то смогу без труда переводить любимые песни»; «Освою программирование — найду высокооплачиваемую работу»; «Стану отличником — поступлю в престижный вуз».

Зубрежка вместо запоминания

Представьте красный спортивный автомобиль и рядом с ним танк. Этим транспортным средствам нужно проехать через густой лес. И вот пошел отсчет: три… два… один… старт! Спортивный автомобиль уже доехал до леса, а танк еще только тронулся. Но автомобиль врезался в первое же дерево и не может двигаться дальше. А танк неторопливо доехал до леса, переехал первое дерево, второе, третье… и спустя час достиг финишной прямой. Автомобиль так и не смог двинуться дальше первого дерева. Зато какой у него был старт!

Спортивный автомобиль — это зубрежка, танк — техники запоминания.

О чем говорит эта аналогия? Зубрежка хороша, когда нужно выучить что-то быстро и ненадолго. Например, 10 новых слов. Если список вырастет до 20, появятся проблемы: первые слова начнут забываться, и придется не только учить новые, но и повторять старые.

Если же вы пользуетесь мнемотехниками, такого не происходит. Да, нужно придумывать истории, соединять их, но даже пятый десяток слов будет запоминаться так же легко, как первый. К тому же информация попадет в долговременную память, и вы будете помнить ее очень долго.

Отсутствие повторений

В книге Джошуа Фоера «Эйнштейн гуляет по Луне» описаны исследования немецкого психолога Германа Эббингауза. Ученый выяснил, что сведения, которые мы запоминаем, вытесняются из памяти по определенным законам. Если вы только что прочитали книгу, то забудете половину информации уже через полчаса. А через неделю в памяти останется примерно 20% информации — это будут самые эмоционально насыщенные, впечатляющие и необычные для вас знания.


Иллюстрация из книги «Запомни это»

Мы говорим «примерно», потому что — в зависимости от способа запоминания и типа информации — эта величина колеблется, но в среднем забывание будет происходить так, как показано на графике.

Можно ли добиться того, чтобы информация не забывалась и консолидировалась в долговременную память? Можно, и для этого есть достаточно универсальное правило: ее нужно повторять в тот момент, когда она начинает забываться. Здесь на помощь приходит метод интервального повторения. Согласно ему повторять информацию нужно через 10 минут после запоминания, на следующий день, через неделю, через месяц, через 2 месяца и через 6 месяцев.

Перечитывание вместо самопроверки

Следующий вопрос: а как лучше всего повторять? Большинство людей будет читать и перечитывать материал, который необходимо выучить, или, может быть, составит список или конспект и будет заучивать его. Практика — путь к совершенству!

А вот и нет. Заучивать и долбить снова и снова один и тот же материал — занятие куда менее продуктивное с точки зрения улучшения памяти, чем самопроверка.

Так утверждают психологи Генри Рёдигер Третий и Джеффри Карпик из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе. Они выяснили, что единожды хорошенько прочтенный материал гораздо лучше закрепится в памяти, если потом несколько раз проверить себя, чем снова и снова заучивать его. Так что проверяйте себя, чтобы определять, в каких границах вы усвоили знания: так, собственно, и происходит обучение.

По материалам книг «Запомни это» и «Нейрофитнес»
Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи