Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Как разнообразить развивающие занятия с ребенком: идеи от активных родителей
14 июля 2021 3 034 просмотра

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Развивающие пособия — хорошее подспорье для мам, которым некогда самим придумывать варианты заданий для детей. Но даже в них можно внести элемент игры и фантазии, чтобы разнообразить занятия и сэкономить на покупке дополнительных материалов. Собрали лайфхаки от наших редакторов и читателей, которые помогут в этом.

Варвара Алехина, редактор направления «Детство 0-5»

Вот несколько советов, которые помогли мне сделать более разнообразными занятия по тетрадям KUMON с сыном Северином (ему сейчас 5 лет):
KUMON — японские развивающие тетради для детей от 2 лет. Направлены на формирование базовых навыков, необходимых для успешной учебы в школе: логики, творческого мышления, умения работать с ножницами, клеем, карандашом. Посмотреть тетради →

1.Не выбрасывайте листы с выполненными заданиями. Да, я понимаю, если ребенок системно занимается по KUMON, то постепенно все пространство вокруг захламляется результатами его труда. Но многие задания можно использовать повторно.

Например, тетради подойдут для развития речи ребенка и расширения его кругозора. Иногда я провожу «пятиминутки новых историй»: достаю из стопки выполненных заданий одно и прошу рассказать мне историю про изображенного героя.


Кто это мальчик? Куда он идет? Какое время года? Зачем мальчику кепка? Задавая подобные вопросы к уже выполненным заданиям, можно развивать речь, фантазию и логику ребенка. На фото — страница из тетради «Готовимся к школе. Учимся раскрашивать».

После разговора я прошу вырезать героя из фона. Это сложнее, чем в обычных тетрадях на вырезание, так как нет толстой линии отреза. К получившейся фигурке мы приклеиваем длинные шпажки или соломинки для коктейлей — готовы «куклы» для театра. В качестве декораций можно использовать «интерьерные» картинки, но иногда сын и сам рисует фоны для своих спектаклей.

Вообще, мы вырезаем из тетрадей все, что можно вырезать, и используем потом для занятий и игр. Овощи и фрукты отлично подходят для игры в магазин. «Плашки» с цифрами / точками / другими предметами из тетрадей на изучение счета используем как сортер.


Картинки с примерами или части заданий можно использовать как карточки для игр.

2.Выполняйте задания повторно. Особенно это касается лабиринтов. Можно просто дать ребенку карандаш другого цвета и попросить пройти еще раз. Или положить страницу в зип-пакет или обычный файл и рисовать по ней фломастером на водной основе.


Пример многократного прохождения лабиринта

3.Делайте ксерокопии страниц. Если вижу, что какое-то задание очень нравится ребенку или, наоборот, он никак не может освоить что-то, то подбираю задания в тетрадях на этот навык и ксерю страницы по нескольку раз. А потом с периодичностью раз в несколько дней подсовываю одно и то же задание.

Например, Северин никак не мог освоить цифру 7. Он отлично писал ее по тетрадям, мог показать среди других цифр, но терял при порядковом счете. В тетрадях на изучение цифр есть задания «Рисуем от цифре к цифре», выполняя которые надо произносить цифры вслух по порядку. Вот их я и наксерила. Спустя неделю, регулярно выполняя по 2-3 странички в день, ребенок освоил цифру и большее не терял ее при счете.

4.Используйте другие тетради и инструменты. Я не стесняюсь комбинировать занятия по тетрадям KUMON с заданиями по других системам или тетрадям, использовать разные инструменты для визуализации. Например, сейчас сын осваивает счет до 100 и испытывает трудности с переходом через десяток. То есть может досчитать до 59, а с цифрой 60 возникают проблемы. При этом путает визуально 16 и 60.

Для решения этой проблемы мы используем табло:

5.Ищите разные пути для развития новых навыков. Меня часто спрашивают, что делать, если ребенок 4-5 лет не хочет делать задание на вырезание, но при этом режет все подряд. Совет от мамы-редактора: купите пачку бумаги, соберите все журналы, которые не жалко, и дайте ребенку вместе с клеем и ножницами с просьбой провести для вас мастер-класс. Пусть он покажет, что он уже умеет. У детей случаются моменты, когда они не хотят получать новую информацию, а наоборот жаждут поделиться тем, что уже знают и умеют. Кувшин полон, нужно освободить место, чтобы вновь быть готовым для получения новой информации.

Если и этот метод не помогает, ищите другие пути для развития базовых навыков. Возможно, этот конкретный ребенок еще мал и нужно подождать. И да, все равно стоит давать ему то, что не жалко, чтобы не отбить желание исследовать новый инструмент (в данном случае ножницы).

Лиана Хазиахметова, копирайтер

Вырезанные предметы из тетради «KUMON. Поделки» и других пособий мы используем в качестве игрушек и основ для других поделок. Например, в бумажную кроватку дочка уложила маленьких куколок, а потом сама вырезала для них одеяльце из цветной бумаги. Или устроила чаепитие для новых друзей.


Дочка кормит слона бананами из цветной бумаги

Настя Вечканова, SMM-менеджер

Мой лайфхак применим не только к тетрадям KUMON, но и к любым другим развивающим занятиям, которыми ребенок пока не очень заинтересовался. Так у нас было, например, с пазлами и раскрасками: я садилась и сама начинала выполнять задание, сына к этому не привлекала. Первые пару раз он мог наблюдать за мной, ему становилось интересно, чем это таким я занимаюсь, а потом уже сам проявлял желание присоединиться. Аналогичным образом действовала с тетрадями KUMON на раскрашивание (ребенок не вдохновлялся раскрасками в принципе).

И еще добавлю про стикербуки KUMON: обычно я выдаю ребенку не только 3-4 листочка с заданиями, но и страницу с наклейками. Он сам изучает изображения и определяет, какие наклейки подходят к каким заданиям. Получается, что я немного усложняю задачку для него: не просто приклеить, но и выбрать из большего числа вариантов правильный.

Дарья Гордеева, копирайтер

Я стараюсь заниматься с ребенком примерно в одно и то же время каждый день — чаще всего это время после дневного сна и полдника. Так он привыкает к распорядку и сам бежит за стол, зная, что его ждет.


На этой фотографии мой сын вырезает корону папе на день рождения — и одновременно тренирует навык работы с ножницами.

И, конечно, максимально добавляю в занятия элемент игры. Если мы строим дорожку из мозаики, то это всегда дорожка для любимой машинки, если вырезаем что-то съедобное, то потом угощаем любимого мишку. Если нанизываем бусины на ниточку, то потом идем дарить это «украшение» бабушке. Так мне хочется закрепить у малыша ассоциацию «изучать новое — интересно!».

Екатерина Пономарева, читательница

Начиная с самых первых тетрадей KUMON я читала по слогам заголовки ко всем заданиям. В результате в 4,5 года ребенок вдруг начал читать сам — и сразу словами. А я даже не подозревала, что он буквы в слоги умеет складывать… Уже потом узнала, что к малышковым пособиям KUMON действительно существует рекомендация: зачитывать ребенку медленно и четко наименования предметов или заданий на каждом листочке — это помогает заинтересовать процессом чтения и познакомить с буквами.

Ирина Помазова, читательница

Сын любил после прохождения лабиринта еще вырезать его по прочерченной линии. А потом сантиметровой лентой измерял длину этой «змеи».

Нина @fotoinstanina, читательница

Я всегда дополняю задания по развивающим тетрадям другими материалами. Например, если в заданиях были животные, то потом мы смотрим о них фильм, если какая-то еда — пытаемся ее приготовить, если бытовые сценки вроде приема у врача или поездки в транспорте — разыгрываем их. В результате знания закрепляются сильнее.

Светлана @svetlana_fatkyllina, читательница

После прохождения тетрадей KUMON обязательно вручаю старшему ребенку сертификат. Так у нее развивается желание делать еще и еще. А младший ходит, смотрит на все это и тоже мотивируется — повторяет «хочу-хочу».

Елена @elemese, читательница

Из остатков листов от «Кумонов» дочка делает «салат»: нарезает бумагу кусочками и использует потом в игре на своей кухне. Она уверена, что подложка от наклеек именно для этого и создана и никогда не дает ее выбрасывать.

А еще странички с крупными изображениями предметов (например, фруктов и овощей) мы показываем младшему ребенку, которому нет еще и года: они яркие и привлекают внимание.

Екатерина @que_carne, читательница

После выполнения заданий из развивающих тетрадей я иногда предлагаю нарисовать что-то по его мотивам на чистом листе. Например, в задании было раскрасить зверя, а я прошу попробовать изобразить его с нуля. Еще часто по мотивам любых занятий (необязательно по тетрадям) я вспоминаю стишки или песенки по теме, мы вместе проговариваем их.

Еще один лайфхак я посмотрела в испанском садике, куда ходит мой сын: там в хронологическом порядке собирают в подшивку все выполненные работы ребенка. Это очень наглядно показывает прогресс малыша. Смотреть такие подшивки в ретроспективе — тонна вдохновения!

Фото на обложке отсюда

Похожие статьи