Любовь к чтению
Как на самом деле влияет на ребенка скорочтение. Нейропсихолог развенчивает 10 мифов
10 карточек 26 июня 13 543 просмотра
Любовь к чтению
Как на самом деле влияет на ребенка скорочтение. Нейропсихолог развенчивает 10 мифов
10 карточек 26 июня 13 543 просмотра

Анна Полищук, основатель проекта «Дети, готовые к будущему»
Анна Полищук, основатель проекта «Дети, готовые к будущему»

Скорочтение стало модно. Вы наверняка видели объявления «скорочтение за 72 часа», «научите ребенка быстро читать», «скорочтение — необходимый навык в учебе». Нейропсихолог и основатель проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready) Анна Полищук приводит популярные заблуждения и на их основе объясняет, что такое скорочтение и как правильно обучать ребенка быстро читать. Вы узнаете, сколько времени потребуется, чтобы овладеть этим навыком, можно ли отдать ребенка на групповые занятия и в каких случаях скорочтение может навредить развитию.

1
«Скорочтение — это умение быстро читать»

И да, и нет. Умение — однозначно. Но скорочтение — это техника чтения про себя. Именно в ментальном плане, а не вслух. Высшие показатели этой техники недоступны, пока ребенок не научится читать вслух качественно выше определенной нормы.

Вывод: сначала нужно освоить технику чтения вслух, затем уже решать, насколько ребенок готов к скорочтению.

2
«Обучим вас скорочтению за 72 часа!»

Это главный миф. Структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, ответственные за процессы обучения, так быстро не формируются. Новые сложные нейронные связи, если они получены, но не закреплены, очень быстро нивелируются.

Чтобы овладеть скорочтением, потребуется минимум 3 месяца регулярных занятий.

3
«Скорочтением можно овладеть один раз и на всю жизнь!»

К сожалению, нет. Об этом многие не знают, но непременно сталкиваются в виде последствий. Скоростное чтение — навык, но не как езда на велосипеде. Его нужно постоянно поддерживать. Без тренировок скорость будет постепенно снижаться, а качество прочитанного «утекать сквозь пальцы».

4
«Можно отдать ребенка на скорочтение, там его научат читать!»

Если программа индивидуальная, то да, это возможно. Если это работа в группе, то есть риск пропустить важные параметры в развитии и становлении этого хрупкого навыка. И получить нелюбовь к чтению вообще. Навсегда.

Научить всему ребенка «с нуля» проще, чем переучивать. Подходите ответственно к выбору того, где и с кем малыш будет впервые осваивать букварь как систему. Рабочий вариант: мини-группы до 3 человек.

5
«За скорочтением будущее. Всем скорочитать!»

Многим детям противопоказано учиться скорочтению. Педагог по скорочтению — не врач, не логопед и не нейропсихолог, поэтому он не всегда способен отличить индивидуальные особенности ребенка от задержек развития, которые препятствуют освоению навыка. Увеличение и разгон скорости чтения без учета таких трудностей приведет к закреплению проблем, уже имеющихся у ребенка.

6
«Вот выучусь, тогда и буду читать Толстого, а пока…»
Это, скорее, недопонимание. При высокой скорости чтение становится четким, акцентированным, глаза учатся «хватать информацию», но, увы, вся прелесть художественной литературы остается недоступной. Все тонкости описаний, красота природы, деталеи костюма, переливы света — мозг, вероятнее всего, удерживать не станет. Получится сухой остаток. Логика без прикрас. Именно поэтому нужно точно знать, какой литературный жанр вы планируете читать и нужно ли вам в этом случае скорочтение.
7
«Ребенок плохо читает. Регулярные тренировки по скорочтению помогут ему решить проблему»

Тоже ошибочное мнение. Чтобы решить проблему, нужно понять ее причину. У ребенка может быть диагноз, и если это дислексия, то путь коррекции будет совсем не похож на урок скорочтения: здесь самого чтения будет не так много — сперва работают с образом буквы по всем модальностям и возвращаются к азам.

8
«Ребенок читает хорошо, но не может ускориться. Скорочтение поможет»

Когда ребенок уже технически и с понимаем освоил навык чтения, но ускориться не получается, на это есть причина. И она может быть любой: от плохого зрения (неустановленный диагноз) до трудностей с артикуляционным аппаратом и дыханием. Здесь нужно разбираться:

  • на консультации с логопедом

  • на диагностике нейропсихолога

  • на осмотре у невролога

А дальше действовать исходя из рекомендаций специалистов. Скорочтение не решает всех проблем.

9
«На занятия пойду, пусть меня научат!»

То, что ребенок научится только на уроках, — миф. Без регулярных, ежедневных тренировок дома навык будет формироваться бесконечно долго или вовсе не будет освоен. Если ребенок пойдет учиться скорочтению, будьте готовы находить время на домашнее чтение и выполнение упражнений. Иначе деньги уйдут в никуда.

10
«Научусь читать по диагонали»

Диагональное чтение — всего лишь один из многочисленных способов ускоренной работы с текстом, причем довольно сложный. Чтобы к нему подойти, сперва нужно будет освоить базовые упражнения для концентрации внимания и работы глаз, множество техник фиксации взгляда и запоминания, отработать пересказы постоянно растущих в объеме текстов, корректно транслировать полученную информацию, уметь обрабатывать разные стили и потоки информации, а уже потом можно будет «взяться за диагональ».

Освоение скорочтения — долгий путь. Не советую искать легких путей, в случае со скорочтением они точно приведут не туда. Желаю Вам успехов!

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи