Психология
«Куда пропала кошка?» Как говорить с ребенком о смерти
20 июня 1 118 просмотров
Психология
«Куда пропала кошка?» Как говорить с ребенком о смерти
20 июня 1 118 просмотров

Мария Курамина
Мария Курамина

В книге Натальи Ремиш «Просто о важном» собраны истории из жизни обычной семьи. Каждая история дополнена вопросами для обсуждения с ребенком и комментариями психолога. В этой статье мы расскажем, как правильно и деликатно рассказать ребенку о смерти.

Кошка Белка

Главной героине книги Мире шесть лет, она живет с мамой, папой, братом Гошей, собакой Соней и кошкой Белкой. Никто не знает, как именно кошка появилась в их доме, но все ее очень любят, особенно Мира. Однажды Мира вернулась домой из школы, но Белка не встретила ее. Тогда мама сообщила девочке, что кошка убежала. Мире стало очень грустно. Ей очень захотелось найти Белку, но мама сказала, что уже везде ее искала и кошку уже не найти. Но, несмотря на это, мама все-таки согласилась расклеить везде объявления о пропаже. Мира не понимала, почему мама и другие члены семьи не пытаются найти кошку, она думала, что никто не любил Белку кроме нее.


Просто о важном. Про Миру и Гошу


Иллюстрация из книги

Слёзы рекой полились из глаз. Мире казалось, что её все предали. Мама и папа не особо старались найти Белку. Гоша и Бейби, кажется, даже не заметили, что её нет. Сама кошка уже полюбила кого-то другого. Мира кинулась в свою комнату и упала лицом в подушки.

В конце концов мама рассказала дочке правду. Белка не убежала, а сильно заболела и умерла в больнице.

— А вдруг она проснётся там, под землёй?
— Нет. Ветеринар проверил как следует: её дыхание остановилось. Так устроен живой организм. Если нет дыхания — нет жизни. Теперь нам надо её похоронить. Это очень грустно.

Мама сказала, что боялась за чувства дочери и поэтому не сказала ей все сразу. После этого мама предложила Мире вместе забрать кошку из больницы и похоронить, но Мира отказалась. Ей хотелось запомнить Белку живой и веселой. Девочка попросила маму передать кошке, что она ее любит вложить в коробку рисунок, на котором они были вместе.

Обсудите с ребенком

  1. Мама обманула Миру. Сказала, что Белка убежала. Почему мама так сделала?
  2. Мира не хотела верить, что Белка умерла. Как ты считаешь, почему?
  3. А что ты думаешь о смерти?
  4. Мира сначала испугалась, а потом мамины слова её успокоили. Что важного сказала мама о смерти Белки?
  5. Мира нарисовала рисунок и не пошла на похороны кошки. Как думаешь, почему?


Иллюстрация из книги

Комментарии психотерапевта

Вот что советует родителям психотерапевт и создатель Animago Екатерина Маркова.

Смерть — неизбежная часть жизни. По статистике, 90% детей к пятнадцати годам сталкиваются со смертью близкого человека. Научные исследования показывают, что чем лучше ребёнок осведомлён в этой теме, тем меньше он будет тревожиться. В Университете Квинсленда в Австралии психологи выяснили следующее: если с детьми в возрасте от четырёх до восьми лет разговаривать о смерти, используя биологические термины («её сердце перестало биться», «она больше не дышит, не может ходить и бегать»), то тревога, связанная с этой темой, у детей значительно снижается. А вот фантазийные и абстрактные объяснения или замалчивание со стороны родителей могут только усугубить страх смерти у ребёнка.

Обычно взрослые тяжело переживают подобные разговоры с детьми по нескольким причинам. Нам сложно говорить о том, что приносит боль, и о том, о чём мы не имеем полного представления. Кроме того, тема смерти для многих семей — табу. В итоге начинается поиск обходных путей: как избежать вопросов, на которые нет ответа, как защитить ребёнка от боли утраты. В результате все родители делятся на три группы: те, кто говорит правду, те, кто придумывает истории, и те, кто увиливает от разговора. Какой из вариантов лучший? Психологи однозначно отвечают, что первый.

В возрасте от двух до шести лет дети понимают смерть как временное и обратимое явление. Они убеждены, что смерть случается только с другими. Им интересно рассматривать и изучать мёртвых зверей и птиц. В отличие от взрослых, детей эта тема не пугает. Что действительно способно испугать, так это тревожная и неуверенная позиция родителей в отношении темы смерти.

С ребёнком дошкольного возраста нужно честно говорить о смерти, используя конкретные термины, делая акцент на биологических аспектах. Например: «Наша кошка умерла, дорогая. Когда кошки умирают, они перестают дышать, кушать, мяукать и ходить». Если в вашей семье умер близкий человек, можно сказать: «Он умер. Он перестал дышать, слышать, думать и говорить, его сердце остановилось». Будьте готовы, что ребёнок не поймёт, почему все так сильно грустят. Скажите: «Я расстроена, потому что скучаю по нему. Мы всегда расстраиваемся, когда кто-то умирает».

Не бойтесь показать ребёнку свои сильные негативные эмоции, связанные со смертью, не отстраняйтесь эмоционально. Главное — объясните ему, что вызывает у вас эти чувства. Например, вы можете сказать: «Мне очень горько, что я больше никогда не увижу нашу кошку. Я уже скучаю по ней и поэтому плачу». Напомните ребёнку, что вы его очень любите и всегда будете рядом. Таким образом вы обучите его пониманию и выражению эмоций, покажете, как можно проживать горевание.


Иллюстрация из книги

В некоторых случаях ребёнок, столкнувшись со смертью близкого, начинает бояться расставания с родителем, опасаясь, как следствие, потерять его заботу и защиту. На вопрос: «А когда ты умрёшь?» — взрослому стоит прямо ответить: «Все умирают когда-нибудь, и я тоже умру. Люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают — это закон жизни. Но я не собираюсь умирать ещё долго, я буду рядом с тобой столько, сколько тебе будет нужно. Однако если я умру, когда тебе ещё нужна будет моя помощь, то с тобой останутся другие люди. Они будут о тебе заботиться и сильно тебя любить. Их много: папа, тётя, бабушка».

Другие варианты, когда вы придумываете истории или вообще избегаете разговора, чреваты проблемами. Если сказать: «Она уснула» — ребёнок будет бояться спать, «Она убежала» — станет бояться разлуки с близкими. Даже религиозные обоснования, если ребёнок не был с ними знакóм прежде, способны вызвать тревогу. Объяснение наподобие «он на небесах с Богом» может вызвать у дошкольника страх того, что Бог придёт и за ним. Если сказать: «Он теперь радуется на небесах с ангелами», то ребёнку может быть непонятно, почему все тогда так грустят.

Слова «она умерла, потому что болела» могут сформировать убеждение, что любая болезнь приводит к смерти. Лучше сказать, что болезнь была очень сильной и неизлечимой. «Она умерла, потому что была старенькой» — а как же тогда быть со смертью молодых животных и людей? Если говорить открыто, не замалчивая информацию, ребёнок узнает, что люди и животные умирают в разном возрасте, но чаще всё-таки в старости. Избегание всегда только усугубляет проблему, повышает тревогу и у родителя, и у ребёнка. Для начала взрослым самим придётся принять факт смерти, а это большая работа. Откровенный разговор, в котором есть место и рациональному подходу, и чувствам, и честному ответу «я не знаю», — наиболее здоровый путь обучения ребёнка тому, как справляться со сложным понятием смерти.

По материалам книги: «Просто о важном»

Обложка: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи