Развитие ребенка
KUMON в вопросах и ответах: все, что вы хотели знать о знаменитых тетрадях
24 сентября 542 просмотра
Теги
Кумон
Развитие ребенка
KUMON в вопросах и ответах: все, что вы хотели знать о знаменитых тетрадях
24 сентября 542 просмотра

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Нам регулярно поступают вопросы от родителей, которые хотят заниматься со своими детьми по японским тетрадям KUMON. Как правильно настраиваться на занятия, в какой последовательности вводить тетради, что делать с готовыми работами и как KUMON может помочь школьникам. Ответить на самые популярные мы попросили редактора направления Варвару Алёхину.

Как долго должно длиться занятие по тетрадям KUMON?

Первые занятия с дошкольниками должны длиться минут 5–10 (в зависимости от уровня усидчивости ребенка). За это время обычно можно сделать одно-два задания. Постепенно время можно увеличить до 20 минут.

Дети часто не хотят останавливаться и просят новые задания. Заранее решите, сколько страничек будете проходить, и не идите у ребенка на поводу. Если он «перегорит», на следующий день наверняка откажется от занятий. Чем медленнее ребенок проходит тетради, тем лучше будет виден прогресс.


Редактор направления KUMON Варвара Алёхина

Как не перестараться с работой по этим тетрадям и не отбить интерес?

Не пытаться сделать больше за один раз. Измерять результаты не количеством, а качеством. Если одно задание занимает у вас 5 минут, то не делать более четырех заданий за занятие (лучше не делать более двух заданий подряд из одной и той же тетради).

Не брать тетради, на обложке которых написано «от 3-4 лет», если ребенок плохо справляется с тетрадями более легкого уровня. Важно не подорвать уверенность ребенка в себе.

Есть ли какие-то фишки, которые помогают ребенку настроиться на занятие?

Детям важны ритуалы: постоянное рабочее место, одно и то же время занятий. Можно предложить ребенку самому подготовить канцтовары, необходимые во время занятия.

Но если у ребенка плохое настроение, то лучше иногда отложить занятие в запланированное время, иначе оно будет неэффективным.

Что делать с готовыми работами?

Это отдельное поле для творчества: можно сделать из них что-то вроде карточек Домана, можно оформить доску почета над рабочим столом ребенка, можно изготовить виммельбухи, можно дарить готовые работы бабушкам и дедушкам.

Также мы предлагаем использовать тетради для других развивающих занятий. Например, по развитию речи: спрашивать, кто изображен на картинке, что он делает, где его можно увидеть. Или, например, картинки из тетрадей «Раскрашиваем» и «Клеим» мой сын Северин вырезал из фона после того, как выполнял основное задание (это сложнее, чем в тетрадях «Вырезаем» и «Давай вырезать!», так как нет толстой линии отреза). Вырезанные из разных тетрадей овощи и фрукты мы используем для игры в магазин. А «интерьерные» и «съедобные» картинки — как декорации к театральным представлениям (скотчем приклеиваем к картинке шпажку — и готово).

  
Примеры того, как можно использовать готовые работы

Почему так важно вручать ребенку сертификат после окончания тетради?

Это своеобразная мотивация и оценка значимости проделанной работы. Так мы показываем, что ценим труд ребенка и приложенные им усилия, мотивируем его двигаться дальше.

Как быть, если у малыша есть любимые и нелюбимые тетради: как мотивировать заниматься по темам, которые не нравятся?

Можно попробовать следующую методику: включать нелюбимые задания по одному. К примеру, за 20 минут вы успеваете выполнить 4 листочка — пусть один из них будет на тот навык, который ребенок не любит развивать. Не торопитесь — и все обязательно придет со временем.

Как правильно развивать самостоятельность ребенка по KUMON? И в каком возрасте уже можно оставлять ребенка один-на-один с заданиями?

Нет однозначного ответа, отталкивайтесь от особенностей вашего ребенка. Что точно не нужно делать ни в каком возрасте — это выполнять задания вместо ребенка и заставлять его что-то переделывать. Можно мягко помогать, если ребенок запутался или что-то не понимает.

Ребенку важно чувствовать, что взрослый рядом и при необходимости поможет, подскажет, но не сделает за него всю работу.

Насколько родитель должен помогать в занятиях по методике? Есть ли какие-то рекомендации, как не довлея над малышом привить ему любовь к занятиям?

Если ребенок ранее не занимался по тетрадям, то сначала нужно объяснить, что будет происходить: «Сейчас мы 5 минут позанимаемся, а потом ты сможешь … (здесь предложите что-то мотивирующее)». Затем объясните суть задания, что конкретно нужно сделать. Попросите не торопиться, постараться сделать медленнее, но аккуратно. Если что-то не получится, похвалите, оцените старание. Не упрекайте. Делая замечания и заставляя ребенка переделывать работу, вы можете лишить его желания заниматься.

Нарушится ли методика, если заниматься не каждый день?

Если заниматься не каждый день, то можно не увидеть результат, или получить не тот результат, которого можно было бы достигнуть. Это как с изучением языков. Два часа занятий в воскресенье не равно 15 минутам каждый день. Результат от второго подхода будет более качественным и видимым. Вся суть методики KUMON заключена в том, что ребенок занимается каждый день, решая задания, сложность которых нарастает очень медленно. Ребенок учится учиться, разбивать большую пугающую задачу на мелкие понятные шаги. Эти два навыка очень пригодятся во взрослой жизни. С KUMON ребенок видит прогресс, сравнивая результаты, он осознает, что любой навык можно освоить, если прикладывать усилия.

Стоит ли брать тетради «навырост», чтобы сначала просто просматривать их и только потом заниматься?

Зависит от возраста ребенка и его заинтересованности в обучении. В целом, скорее нет, чем да. Возраст на тетрадях проставлен очень условно, так как в одном и том же возрасте ребенок может обладать разными уровнем навыков. Выяснить, дорос ли ребенок до заданий, можно только опытным путем: дать одно задание и посмотреть, как ребенок справится (пробные странички доступны для скачивания у нас на сайте). Если не получилось, можно вернуться на несколько шагов назад и заниматься по тетрадям более легкого уровня. Важно, чтобы ребенок шел к освоению навыка не надрываясь, а сложность увеличивалась постепенно.

Тетради должны быть убраны в ящик или оставаться в доступе?



Kumon. Оживи картинку! Животные

Мне кажется, на этот вопрос нет однозначного ответа. Если ребенок склонен к тому, чтобы тайком взять тетради и разрисовать их — то лучше убирать. С другой стороны, когда тетради в доступе, ребенок может в любой момент взять их и попросить вас позаниматься. У нас дома тетради лежат в доступе сына. Он часто сам берет тетрадь «Оживи картинку», вырезает и клеит. Один раз я обнаруживала его с тетрадкой по вырезанию: он сделал все задания подряд, так как очень хотел получить сертификат.

Сын в 2 года не хочет ничего делать по заданиям. Когда пытаюсь напомнить, что нужно было сделать, теряет интерес и убегает. Еще не пришло время и нужно подождать или я что-то делаю не так?



Kumon. Вырезаем

Здесь важно правильно формировать ожидания. Возьмем для примера тетрадь «Вырезаем» из малышковой серии «Давай заниматься!». В первом задании нужно сделать четыре коротких разреза по прямой линии.


Так выглядит самое простое задание из тетради «Вырезаем»

Если ваш ребенок не усидчив, то занятие должно длиться не больше 5 минут. За которые вы даете ребенку ОДНО задание из ОДНОЙ тетради. Ребенок выполняет конкретное задание (это занимает от нескольких секунд до нескольких минут, зависит от того, умеет ли ребенок держать ножницы или он будет учиться уже в процессе выполнения задания), потом еще несколько минут обсуждаете картинку (сколько на ней птичек, какого они цвета, чем они занимаются / о чем говорят / они друзья? / мальчики они или девочки? и т.д.). Все. Далее вы отпускаете ребенка заниматься своими делами, а на следующий день, желательно в то же самое время, садитесь делать еще одно задание. И так постепенно нарабатываете привычку учиться.

Плюс ко всему важно правильно выбирать тетради в соответствии с уровнем ребенка. В два года давать ему тетрадь «Учимся считать 1-30» просто бессмысленно.


Kumon. Учимся считать 1-30

Малышу 1,5 года, планирую начать заниматься по тетрадям KUMON. С чего лучше начать и в каком направлении двигаться?

Для начала купите тетради с наклейками («В зоопарке» и «Транспорт») и тетради из серии «Давай заниматься!». Далее можно перейти к серии «Первые шаги»: в нее входят тетради «Давай сложим картинки!», «Давай вырезать!», «Давай рисовать!» и «Давай клеить!».

В целом, сориентироваться в выборе поможет наша «Карта KUMON» — в ней подробно расписано, в какой последовательности давать ребенку тетради.

С каких тетрадей начать заниматься ребенку в 2,10?

Зависит от того, каким был предыдущий опыт ребенка. Если он никогда раньше не держал в руках ножницы, клей или восковой карандаш, то начинать стоит с тетрадей из серии «Давай заниматься!». В них сложность заданий нарастает медленнее, чем в серии «Первые шаги». А если ребенок уже режет (журналы или еще что-то) по прямой линии, то можно начать с «Первых шагов». С ними ребенок отработает и закрепит навык.

Получается, возраст на обложке условен?

Дело не в возрастной норме, а в объеме навыков, которыми обладает ребенок. Если в 4 года он не умеет раскрашивать, то покупайте тетрадь «Раскрашиваем» из серии «Давай заниматься» и начинайте учиться по ней, несмотря на маркировку «от 2 лет». В 4 года скорость обучения выше, чем в два года, поэтому вы пройдете тетрадь быстрее.

Какие тетради посоветуете младшим школьникам?

Прежде всего — тетради с лабиринтами (самые сложные — «Вокруг света», «Транспорт» и «Животные»). Полезными будут также тетради из серии «Развитие мышления» и «3D поделки из бумаги». И, конечно, математика. У нас широкая линейка тетрадей по математике, которые помогут освоить сложение / вычитание / умножение / деление / дроби / единицы измерения.

На что сделать упор в занятиях с детьми 4,5 и 9 лет?

Для 4,5 можно проходить тетради на развитие базовых навыков: вырезание, аппликации, поделки, лабиринты, раскрашивание и рисование, поиск пары. Хорошо зайдут задания из серии «Развиваем мышление». С 9-леткой интересно заниматься по математическим тетрадям: «Деление», «Умножение», «Дроби».

Ребенок жалуется, что решать столбики с примерами скучно. Стоит ли в качестве компромисса дать ей возможность самой решать, сколько примеров она хочет решить, а не настаивать на выполнении занятия целиком? Как разнообразить занятие?

С точки зрения образовательной миссии лучше попросить ребенка выполнить задание до конца. Так он будет завершать начатое, даже если сложно и не очень хочется. Но это в том случае, если ребенок делает только одно задание из одной тетради за занятие. Если же ребенок не может выполнить задание за 20 минут, то возникает вопрос, правильно ли вы выбрали уровень сложности. В любом случае нужно опираться на индивидуальные особенности ребенка.

Какими тремя словами можно было бы охарактеризовать тетради KUMON?

Продуманные (задания). Качественные (полиграфия). Яркие (учимся играя, у ребенка на память часто остается игрушка).

Все тетради KUMON вы найдете на этой странице →

Теги
Кумон

Похожие статьи