Искусство учиться
Как удвоить пользу от школьной «домашки»
27 февраля 2 066 просмотров
Искусство учиться
Как удвоить пользу от школьной «домашки»
27 февраля 2 066 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

«Домашняя работа нужна, чтобы закрепить новый материал и отработать навыки до автоматизма», — любят повторять учителя. На деле не всегда получается добиться этой цели. Ребенок читает параграф, но ничего не запоминает. Решает примеры, но на контрольной без шпаргалки теряется. В книге «Безграничный разум» есть советы, как учебный процесс сделать более эффективным и развивающим для мозга.

Не перечитывать, а отвечать на вопросы

Многие готовятся к урокам и экзаменам, перечитывая конспекты, параграфы в учебниках, но супруги Элизабет и Роберт Бьорк — профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — считают, что для мозга это не очень полезно. Намного эффективнее извлечение накопленной информации для самопроверки. Вы заставляете себя вспомнить материал, возможно, совершить какие-то ошибки и тут же исправить их. Специалисты подчеркивают, что подготовка не должна сводиться к зубрежке, поскольку может вызвать стресс и снизить значимость обучения. Гораздо эффективнее безоценочная самопроверка или проверка с подглядыванием.

Не заставляйте ребенка пересказывать всю главу. Задавайте вопросы (обычно они есть в конце разделов), разрешайте подглядывать в учебник, если ребенок что-то забыл. Так запомнить (и понять!) материал гораздо проще.

Искать несколько вариантов решения задач

В школе часто задают большое количество однотипных задач, чтобы ребенок хорошо усвоил механику решения. Конечно, такой метод обучения имеет эффект: ученик запоминает, как решать те или иные примеры, и на контрольной отлично справляется с подобными заданиями. Но если вдруг задание отличается, то ученик впадает в ступор. Метод, который предлагает автор «Безграничного разума» Джо Боулер, помогает решить эту проблему. В следующий раз, когда ребенку зададут бесконечный список примеров, выберите из них три-четыре и решите их разными способами. Чем больше, тем лучше. Например, 13 + 12 = 25. Вы можете принести горошины и показать решение визуально, или использовать метод столбика, или сложить в уме десятки, а затем единицы, или прибавить к 13 два, а потом десять. Чем больше вариантов решения примера вы придумаете, тем лучше. Так развивается математическое чутье.

Совершать ошибки

Школьная система требует, чтобы ребенок не делал ошибок. Это ведет к тому, что ученик начинает пасовать перед сложностями, не пытается найти креативный подход, старается угадать верный ответ вместо того, чтобы углубиться в размышления и понять суть задачи. Попробуйте отойти от такой установки хотя бы во время решения «домашки». Зачем это нужно?

В одном эксперименте ученые попросили участников пройти тест, а в это время активность их мозга они оценивали с помощью МРТ. Сравнив снимки мозга во время правильных ответов и ошибочных, они обнаружили, что мозг более активен, развивается и растет, когда человек совершает ошибку, нежели когда сразу выдает верное решение. Сегодня нейробиологи убеждены: ошибки положительно влияют на укрепление нейронных связей. Если во время домашнего задания ученик будет ошибаться и анализировать свои действия, он разовьет мозг и лучше освоит материал. Да и настроение будет куда лучше!

Не делать сложное легким

Учителя и мы, родители, пытаемся облегчить жизнь ученику разными способами. Мы даем определения, показываем примеры решения задач, подсказываем, если что-то идет не так. Такой подход мешает развитию мозга.

Моменты борьбы с трудностями, как и совершения ошибок, — лучшее время для роста мозга. Когда в процессе обучения мы готовы преодолевать препятствия и совершать ошибки, возникает много новых нейронных связей, способствующих лучшей обучаемости. Позитивное влияние ошибок и трудностей выявлено в ходе нейробиологических исследований и поведенческого анализа людей, добившихся высоких результатов в разных сферах деятельности.

Изменить установки

Напоследок поговорим о фундаменте успешной учебы — установках. Они влияют на нас гораздо сильнее, чем принято думать. Выражения «ты не математик», «это не твое», «у тебя другой склад ума» убивают веру в свои силы. Ребенку ничего не остается, как признать этот факт и смириться. Он загоняет себя в рамки и не может мыслить в полную силу, потому что негативные установки ограничивают разум. Исследования показали, что мальчики и девочки рождаются с одинаковыми способностями, и только лишь ограничивающие убеждения делают из них «гуманитариев» и «технарей».

Проанализируйте свои мысли и установки. Объясните ребенку, что каждому под силу понять любой школьный предмет. Постарайтесь создать дома такую атмосферу, чтобы ребенок поверил в свои силы и взглянул на науку открытым разумом.

По материалам «Безграничного разума». Книга переворачивает взгляд на способности и рассказывает, как реализовать потенциал каждому ребенку.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи