365 дней вместе
Как совмещать быт и работу: лайфхаки для занятых мам
19 февраля 13 107 просмотров
365 дней вместе
Как совмещать быт и работу: лайфхаки для занятых мам
19 февраля 13 107 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Быть работающей мамой непросто, ведь приходится совмещать заботу о детях, работу и бытовые дела. Иногда такая нагрузка просто сводит с ума.

Автор книги «Я создала бизнес» не понаслышке знает о подобных проблемах и делится своим опытом. Вот несколько лайфхаков из книги, которые помогут оптимизировать быт.

«Я люблю делать дома…» и «Я ненавижу делать дома…»



Я создала бизнес

Так сложилось, что для меня дом — это не место силы, а скорее, еще один проект, в который надо вкладывать силы и энергию. То есть очень мало по-настоящему восстанавливающих практик ждет меня дома — все они в основном связаны с внешним миром.

Когда я осознала эту свою особенность, я составила два списка. Могу сказать, что даже сейчас, спустя несколько лет после их составления, я до сих пор на них опираюсь. Все довольно просто: «Я люблю делать дома…» и «Я ненавижу делать дома…»

Список «ненавижу» был значительно длиннее. В него входило 90% работы по дому.

Это нормально — уставать, не любить какие-то дела, освобождать себя и делегировать их, в том числе уборку, стирку или уход за детьми.


Если вы не любите бытовые дела, делегируйте их. Источник

Делегируйте все и всем, при любой возможности. Я не призываю сразу же отказаться от всех домашних дел и не говорю, что это панацея для всех. Но оцените разницу между двумя высказываниями: «Я сейчас играю с детьми, а потом буду мыть пол, потому что — кто кроме меня?» и «Я сейчас играю с детьми, а потом буду мыть пол, потому что я сейчас хочу поиграть с детьми, а потом хочу помыть пол». Есть разница между вынужденной позицией и выбором. И я всегда буду голосовать за выбор.

Trello и майнд-карты для дома

Я сторонник оптимизации процессов. Что приготовить на ужин и что нужно в магазине — это два вопроса, которые меня лично уже доводят до белого каления, вытягивают энергию. Кроме того, у меня, как в любой семье, есть любимые и нелюбимые рецепты, фирменные блюда и т. д. Для меня важно сохранять какие-то небольшие традиции семьи и следить за здоровьем детей.

Идею о создании меню недели подала мне Ольга Скребейко, которая все любимые блюда своей семьи разложила по основным категориям в Trello. Trello — это классический инструмент управления проектами, который можно адаптировать и использовать для ведения домашнего хозяйства с таким же успехом, как и для управления командой и проектами.

Принцип канбан-доски позволяет выстроить список любимых блюд по основным категориям: салаты, завтраки, перекусы.

В каждой карточке при необходимости можно сделать пометки к рецепту.

Мне больше подошел другой механизм для управления домом. Я использую ментальные карты — тут у меня и список постоянных продуктов, и основное меню. Что дает создание такой карты?

— Вы всегда знаете, что приготовить, — энергия не тратится на сочинение меню. Если у вас есть няня или помощник по кухне, то ему достаточно легко передать все ваши рецепты и привычки.

— Если вы составляете карту вместе с детьми, то им же можно дать свободу выбора в сочинении ужина или завтрака. В таком случае у вас есть хоть какая-то гарантия, что дети точно съедят то, что вы приготовили.


Привлекайте детей к составлению меню, так вы хотя бы будете уверены, что они все съедят. Источник

— На основе этого списка легко составить список постоянных продуктов, которые должны быть дома. Это делает закупку в несколько раз проще: список у вас всегда готов. Я обычно заказываю доставку продуктов домой, но если приходится ехать в магазин самостоятельно, помогает неизменный список, составленный или в приложении «Купи батон», или просто в заметках айфона.

— Можно пойти дальше и на основе карты собирать меню на неделю или на две — таким образом, у вас всегда будет сбалансированное питание и продукты в холодильнике. Это не только экономит время, но и защищает от эмоционального переедания или неправильного питания.


Меню на неделю, составленное заранее, очень выручает мам, у которых времени в обрез. Источник

Такие карты я составляю не только для продуктов и меню, но и для сезонных вещей — детских и своих. Тогда очень удобно сменить осень-зиму на весну-лето или докупить недостающие футболки. А если составить список по уборке, то можете быть уверены, что помощница по дому точно не забудет убрать вещи в шкаф или вытереть пыль на стеллаже. И вам не придется каждый раз перечислять, что именно нужно сделать.

Расписание недели

Мое планирование обычно не жесткое, с периодом в неделю и с обязательным фиксированием того, что было сделано и сравнением с планом. Примерно такую же систему я ввела с детьми. На неделю мы планируем расписание школ, детских садов, репетиторов, кружков, походов в театр, гостей и игр.

Расписание детей я планирую точно так же, как свое, — в «Googlе Календаре», куда удобно вносить разным цветом те или иные события. Так, у меня есть зеленый календарь Таи и синий календарь Платона — их дела видят в том числе мои ассистенты и не ставят консультации мне в расписание на время проведения детских утренников. Таким образом, согласовывать расписание семьи крайне удобно: практически не бывает отмен или совпадений, когда у вас два дела — рабочее и семейное — назначены на одно и то же время.


Обязательно составляйте расписание домашних дел. Источник

Выходные обычно более или менее свободны и оставлены для приключений: совместных прогулок, поездок за город, экскурсий — или просто валяния на диване. Для того чтобы качественно проводить время и всегда иметь план, куда поехать и чем заняться, рекомендую изучить вопрос заранее.

Когда у вас есть список на выбор, на разное настроение и на случай всякой погоды — всегда легче придумать, чем именно сегодня занять день. Мне кажется, привычка к активному отдыху — это то, что закладывается в детстве, и мне важно сформировать эту привычку у детей. Поэтому многие совместные приключения мы обсуждаем с ними заранее и выясняем, чего именно им бы хотелось.

Режим дня

Самое важное — это режим. Правильное и дисциплинированное распределение времени на сон, отдых и работу высвобождает энергию.

Итак, вот каковы мои правила режима для сохранения и накопления энергии, которыми я хотела бы с вами поделиться.

— Первым делом с утра не берите гаджеты. Самое замечательное утром — не валяться долго в кровати, а сразу встать и потянуться, размяться. Удивительно простой прием, который моментально включает сознание и тело.

— Не забывайте поесть: завтрак и обед и по расписанию — это необходимо для хорошего самочувствия и способности все успевать.

— Ставьте в режим спорт так же, как вы ставите рабочие или домашние дела.


Режим дня необходим и детям, и взрослым. Источник

— Всегда разграничивайте время для работы и дома. Нет худшего стресса, чем когда вы пытаетесь одновременно умыть ребенка, накормить второго кашей и ответить на важный звонок клиента. Этот стресс вытягивает огромное количество энергии, оставляя вас на нуле.

— Свежий воздух, прогулки, отдых — хотя бы час этого необходим вашему телу. Выделяйте время, когда вы заняты собой, а не работой. Собой, а не домом. Собой, а не необходимыми делами.

Отпуск от дома

Мы все иногда перегораем. Нам нужно личное пространство, тишина, одиночество, мороженое и просмотр «Гарри Поттера» перед сном. Никто не является гуру эффективности и не живет, как Капитан Америка, на пределе своих возможностей в режиме 24/7. Мне вообще крайне не нравится этот карго-культ постоянного напряжения и требований к себе.

Как и любой человек, вы имеете право быть разозленной, уставшей, хотеть на ручки, поплакать и вообще ничего не делать или, наоборот, переделать все дела, потом все бросить и уехать на Бали. Чем больше вы давите на себя и требуете от себя, тем сильнее будет откат. Устать можно и от любимых детей, и от дела жизни, и от всего вообще.


Маме тоже нужен отпуск от семьи. Источник

Что делать с усталостью?

У меня в семье сформировалась классная поддерживающая практика: когда кому-то из нас (мне или мужу) необходимо выдохнуть и побыть наедине с собой, мы уезжаем из дома. Снять номер в гостинице неподалеку, валяться в кровати, смотреть в потолок или читать книжку, смотреть кино, плавать в бассейне, сходить на массаж, не говорить ни с кем сутки или медитировать три часа кряду — делать все, что вообще хочется, без фонового ощущения «от меня ждут…» или «а потом мне еще надо…».

Это один-два-три дня без «надо» вообще, без времени и без каких-либо ограничений. Идеально в это время еще и забыть дома телефон, не выходить в соцсети и не открывать новости. Такой отдых-перезагрузка от дома и работы на деле легко организуется, помогает восстановиться, выровнять отношения и собственный эмоциональный фон.

По материалам книги «Я создала бизнес»

Обложка поста: pixabay.com

Похожие статьи