Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
Зачем подростки рисуют граффити?
17 февраля 2020 4 960 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Надписи и рисунки на стенах одних раздражают, других восхищают. Легендарный дизайнер и архитектор Джордж Нельсон в книге «Как видеть» рассказывает о визуальной грамотности и объясняет природу граффити.

Для многих людей современное общество — источник разочарования, так как оно не способно предоставить возможность для двустороннего общения. Надписи на улицах в большинстве случаев носят запрещающий характер: «не задерживаться», «не плевать», «курить запрещено», «нет парковки», «посторонним вход воспрещен». Еще есть приказы: «вперед», «остановитесь», «поверните налево», «выгуливайте собаку на дороге, а не на тротуаре» и т. д. Радио и телевидение обеспечивают лишь одностороннюю коммуникацию, в итоге мало кому из городских жителей удается найти собеседника, когда хочется излить душу.

Конечно же, люди бунтуют против этой системы, выбирая самые разные средства, от вандализма до надписей в публичных местах.

В большинстве случаев пишут раздраженные протестные сообщения; делают это, вероятно, люди, доведенные до крайности одиночеством, психологическим напряжением и чувством незащищенности — а ведь все это типичные черты жизни в современном обществе.


Иллюстрация из книги

Помимо проявлений злости, нашему взору предстает множество примеров того, как люди жаждут самовыражения, стремятся вырваться из собственной обезличенности. По неизвестной причине излюбленной площадкой для такого творчества стали автомобили. А вот граффити, «украшающие» нью-йоркскую подземку, почти всегда становятся упражнениями в каллиграфии, а не символическими или орнаментальными изображениями.

Те, кого расстраивает уродование общественного имущества, могут взглянуть на проблему с другой стороны и подумать над тем, что же мотивирует вандалов и как предоставить им подходящее пространство для самовыражения. Это не так трудно, как может показаться: центральные районы большинства крупных городов при всем желании трудно сделать хуже, чем они есть.


Иллюстрация из книги

Позиция художников ясна: они видят перед собой возможность в крупной форме запечатлеть значимое (для них) художественное высказывание. В целом в индустриальном обществе художникам нет особого применения, за исключением разве что создания броских дизайнерских решений для производственных компаний; обидно, когда твой труд никому не нужен. И все же за раскраску этих стен должен, наверное, кто-то платить. Кто становится клиентом уличных художников — неужели хозяева домов?

Тематически эти картины могут относиться к выражениям протеста (чаще всего это происходит, понятное дело, в трущобах); к абстрактной живописи — в таких публичных местах, как детские площадки и небольшие парки, горячо любимых городскими чиновниками за то, что никогда не вызывают разногласий и критики со стороны избирателей; к рекламным посланиям вроде стены с нотами в Миннеаполисе (она относится к зданию, в котором расположен музыкальный магазин). Кстати, корпорации неравнодушны к абстрактным картинам по тем же причинам, что и муниципальные власти.


Стена с нотами в Миннеаполисе. Иллюстрация из книги

Джордж Нельсон объясняет популярность настенной живописи в городах тем, что она становится своего рода выпускным клапаном для разочарования, накапливающегося в людях от жизни в непрерывно ухудшающейся урбанизированной среде; всем нравятся граффити как яркие вкрапления в окружающую серость, но главное — они честные и глубоко личные. Билборды, как правило, не могут похвастаться ни тем ни другим, а их многократное тиражирование сеет скуку и неприязнь — по крайней мере, среди тех, кто вообще способен их заметить. Еще одна особенность граффити состоит в том, что, в отличие от картин, они композиционно не организованы и не содержат никакого послания — помимо выражения чьего-то желания написать свое имя на видном месте.

Из книги «Как видеть»

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Интересное
Похожие статьи