Надписи и рисунки на стенах одних раздражают, других восхищают. Легендарный дизайнер и архитектор Джордж Нельсон в книге «Как видеть» рассказывает о визуальной грамотности и объясняет природу граффити.
Для многих людей современное общество — источник разочарования, так как оно не способно предоставить возможность для двустороннего общения. Надписи на улицах в большинстве случаев носят запрещающий характер: «не задерживаться», «не плевать», «курить запрещено», «нет парковки», «посторонним вход воспрещен». Еще есть приказы: «вперед», «остановитесь», «поверните налево», «выгуливайте собаку на дороге, а не на тротуаре» и т. д. Радио и телевидение обеспечивают лишь одностороннюю коммуникацию, в итоге мало кому из городских жителей удается найти собеседника, когда хочется излить душу.
В большинстве случаев пишут раздраженные протестные сообщения; делают это, вероятно, люди, доведенные до крайности одиночеством, психологическим напряжением и чувством незащищенности — а ведь все это типичные черты жизни в современном обществе.
Иллюстрация из книги
Помимо проявлений злости, нашему взору предстает множество примеров того, как люди жаждут самовыражения, стремятся вырваться из собственной обезличенности. По неизвестной причине излюбленной площадкой для такого творчества стали автомобили. А вот граффити, «украшающие» нью-йоркскую подземку, почти всегда становятся упражнениями в каллиграфии, а не символическими или орнаментальными изображениями.
Те, кого расстраивает уродование общественного имущества, могут взглянуть на проблему с другой стороны и подумать над тем, что же мотивирует вандалов и как предоставить им подходящее пространство для самовыражения. Это не так трудно, как может показаться: центральные районы большинства крупных городов при всем желании трудно сделать хуже, чем они есть.
Иллюстрация из книги
Позиция художников ясна: они видят перед собой возможность в крупной форме запечатлеть значимое (для них) художественное высказывание. В целом в индустриальном обществе художникам нет особого применения, за исключением разве что создания броских дизайнерских решений для производственных компаний; обидно, когда твой труд никому не нужен. И все же за раскраску этих стен должен, наверное, кто-то платить. Кто становится клиентом уличных художников — неужели хозяева домов?
Тематически эти картины могут относиться к выражениям протеста (чаще всего это происходит, понятное дело, в трущобах); к абстрактной живописи — в таких публичных местах, как детские площадки и небольшие парки, горячо любимых городскими чиновниками за то, что никогда не вызывают разногласий и критики со стороны избирателей; к рекламным посланиям вроде стены с нотами в Миннеаполисе (она относится к зданию, в котором расположен музыкальный магазин). Кстати, корпорации неравнодушны к абстрактным картинам по тем же причинам, что и муниципальные власти.
Стена с нотами в Миннеаполисе. Иллюстрация из книги
Джордж Нельсон объясняет популярность настенной живописи в городах тем, что она становится своего рода выпускным клапаном для разочарования, накапливающегося в людях от жизни в непрерывно ухудшающейся урбанизированной среде; всем нравятся граффити как яркие вкрапления в окружающую серость, но главное — они честные и глубоко личные. Билборды, как правило, не могут похвастаться ни тем ни другим, а их многократное тиражирование сеет скуку и неприязнь — по крайней мере, среди тех, кто вообще способен их заметить. Еще одна особенность граффити состоит в том, что, в отличие от картин, они композиционно не организованы и не содержат никакого послания — помимо выражения чьего-то желания написать свое имя на видном месте.
Из книги «Как видеть»
Обложка поста: unsplash.com