Мечта родителей, чтобы дети ели полезные продукты, убирали за собой игрушки, не дрались на детской площадке. Правила в семье — это полезная и нужная практика. Рассуждая на тему о послушных детях, мы хотим сделать акцент на другом. Во-первых, послушание означает сведения к минимуму детских ошибок. Во-вторых, это стремление к удобству: чтобы дети не мешали взрослым, не доставляли проблем. В этом признается не каждый родитель. Но сначала рассмотрим, к чему ведет воспитание, где «послушные» дети не должны ошибаться.
Моменты совершения ошибок — лучшее время для роста мозга
В книге «Безграничный разум» приводятся данные об учебном процессе. Но эти результаты важны в подходе к воспитанию в целом. Ведь то, как относятся к ошибкам в семье, влияет на жизнь и за пределами дома.
Когда в процессе обучения мы готовы преодолевать препятствия и совершать ошибки, возникает много новых нейронных связей, способствующих лучшей обучаемости. Позитивное влияние ошибок и трудностей выявлено в ходе нейробиологических исследований и поведенческого анализа людей, добившихся высоких результатов в разных сферах деятельности. Некоторые результаты выглядят парадоксально, поскольку мы давно привыкли, что всё должно быть «правильно». Отбросив мысль о том, что человек всегда обязан вести себя правильно и не допускать ошибок, люди буквально преображаются.
Кэрол Дуэк, одна из ведущих мировых специалистов в области изучения сознания и автор книги «Гибкое сознание», считает, что каждый раз, когда мы совершаем ошибку, в мозге появляется новый синапс, способствуя его росту. Все привыкли к мысли, что ошибок следует избегать, однако Кэрол приводит данные исследования реакции мозга на совершаемые ошибки, и можно сделать прямой вывод: ошибки способствуют развитию мозга.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Источник
Джейсон Мозер и его коллеги дополнили исследование Кэрол Дуэк, связанное с реакцией мозга на совершаемые ошибки. Результаты оказались поразительными. Ученые попросили участников эксперимента пройти тест, а в это время активность их мозга они оценивали с помощью МРТ. Сравнив снимки мозга во время правильных ответов и ошибочных, они обнаружили, что мозг более активен, развивается и растет, когда человек совершает ошибку, нежели когда сразу выдает верное решение. Сегодня нейробиологи убеждены: ошибки положительно влияют на укрепление нейронных связей.
Обратите внимание, позволяете ли вы совершать детям ошибки в обычной жизни (если это не угрожает здоровью и жизни). Это может выражаться в мелочах. Ребенок рисует человека, а вы кидаетесь его исправлять. Ребенок хочет потрогать снег, а вы не разрешаете, потому что без варежек замерзнут пальчики. Ребенок хочет надеть футболку белого цвета, а вы отказываетесь, потому что испачкается.
Речь не о том, чтобы позволять ребенку делать все, что захочется. Правила должны быть в каждой семье. Но зачастую мы, родители, запрещаем ребенку все подряд. Пусть он испачкает футболку, зато увидит результат и в следующий раз наденет что-нибудь потемнее (стиральная машинка в помощь). Не стоит учить ребенка все делать «правильно», если он об этом вас не просит. Например, малыш в два года не сможет нарисовать человека, потому что у него еще не развит мозг, чтобы обозначить на листке бумаги шею, тело, ноги, руки, поэтому и получаются «колобки» на ножках. А вот желание рисовать можно отбить запросто.
Излишне хорошее поведение
В Вашингтоне ученые, наблюдавшие за группой детей от младенчества до пяти лет, обнаружили, что «частое послушание [было] иногда связано с неудовлетворительной адаптацией ребенка». И наоборот, «некоторое сопротивление власти родителей» расценивалось как «положительный знак». Еще одна пара психологов описала в журнале Journal of Abnormal Child Psychology тревожное явление, которое они назвали компульсивной уступчивостью, когда страх ребенка перед родителем заставляет его немедленно и без раздумий выполнять любое распоряжение. Многие терапевты также высказывались об эмоциональных последствиях чрезмерного стремления нравиться взрослым и слушаться их. Они указывали, что удивительно хорошо воспитанные дети делают то, чего от них хотят родители, и даже становятся теми, кем их хотят видеть, но часто ценой потери чувства собственного «я», пишет психолог Альфи Кон в книге «Воспитание сердцем».
Есть принципиальная разница между ребенком, который поступает определенным образом, потому что сам считает это правильным, и тем, который делает то же самое по принуждению. Позаботиться, чтобы дети усвоили наши ценности, не значит помочь им сформировать собственные. И это диаметрально противоположно желанию научить их самостоятельно мыслить.
Дети должны познавать мир на собственном опыте. Источник
Большинство из нас хотят, чтобы дети умели думать, были уверенными в себе, имели ясные представления о нравственности и могли их отстаивать, общаясь с друзьями. Мы надеемся, что они смогут дать отпор хулиганам и воспротивиться давлению сверстников, особенно когда дело касается секса и наркотиков. Но если нам важно, чтобы дети не стали «жертвами чужих идей», мы должны научить их «иметь собственное мнение обо всех идеях, в том числе взрослых». Или, говоря другими словами, если дома мы ставим на первое место послушание, то можем в конечном счете вырастить людей, готовых и вне дома соглашаться со всем, что им скажут.
Писательница Барбара Колорозо замечает, что ей часто приходится слышать от родителей подростков жалобы: «Он был таким хорошим ребенком, чудесно себя вел, был прекрасно воспитан, прилично одевался. А теперь посмотрите на него!» На это она отвечает: «С самого детства он одевался так, как вы ему велели; поступал так, как вы вынуждали; говорил то, что вы хотели. Он слушал другого человека, который указывал ему, что делать… И он не изменился. Он по-прежнему слушает других людей, которые говорят ему, что делать. Проблема в том, что теперь это не вы, а его ровесники».
По сути послушание — это попытка сделать детей «удобными». Но дети — это не роботы и тем более не животные, готовые исполнять команды. Дети — это такие же взрослые, но с маленьким опытом. И этот опыт они должны формировать без давления со стороны.
По материалам книг «Безграничный разум», «Гибкое сознание», «Воспитание сердцем»
Обложка поста: unsplash.com