Искусство учиться
Почему у детей столько проблем с пунктуацией?
15 января 2 495 просмотров
Искусство учиться
Почему у детей столько проблем с пунктуацией?
15 января 2 495 просмотров

Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук
Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук

Последнее время мне приходится часто писать о проблемах с грамотностью у старшеклассников, в том числе в контексте подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Одна из форм проверки знаний и умений по русскому языку в 9 и 11 классах — письменный текст, изложение и сочинение, а их нельзя нормально написать, если не уметь ставить знаки препинания. К сожалению, чем старше ученики, тем пунктуационных ошибок в их письменных работах гораздо больше, чем орфографических.

В чём причина?

На мой взгляд, причин несколько.

1. Детям вовремя не объяснили, что знаки препинания выполняют в письменной речи особую функцию — смысловую. С их помощью пишущий выражает определённые смыслы, а читающий эти смыслы воспринимает и понимает. А поскольку все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, знаки препинания едины для всех грамотных носителей русского языка. А поскольку многие дети не мотивированы к изучению пунктуации, это существенный тормоз в развитии их пунктуационных умений.

2. Школьная программа не предусматривает такое понятие, как «пунктуационно-смысловой отрезок предложения», а без него очень трудно научить ставить знаки препинания.

3. В школе почему-то не объясняют, что по своей роли в письменной речи все знаки препинания делятся на три группы.

Знаки завершения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие) ставятся в конце предложений.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) отделяют друг от друга смысловые отрезки внутри предложения (однородные члены) и части сложного предложения, они ставятся на границе этих смысловых отрезков, разделяют их. Эти знаки одиночные.

Выделительные же знаки препинания всегда двойные: две запятые, два тире, скобки, кавычки. Они выделяют один смысловой отрезок внутри другого или внутри предложения. Выделяются с двух сторон, если стоят в середине предложения, причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обращения, вводные слова и предложения и др. Кстати, если знать это, вы не поставите только одну запятую при причастном обороте: его надо ВЫДЕЛИТЬ запятыми, значит, их должно быть две, с двух сторон: в начале и в конце.

Все эти смысловые отрезки нужно научиться находить, анализируя предложения в процессе синтаксического разбора. Значит, нужно регулярно и правильно заниматься синтаксическим разбором, и школа им занимается, но, к сожалению, без первых трёх пунктов-причин сам по себе синтаксический разбор не даёт нужного эффекта и не добавляет ребёнку пунктуационной грамотности.

Что же делать?

Мой многолетний опыт в качестве преподавателя, методиста, автора учебников русского языка говорит о том, что научить пунктуации можно, причем даже гораздо успешнее, чем орфографии, если делать следующее.

ПЕРВОЕ. Научить в начальных классах выделять грамматическую основу предложения. Это главное, базовое умение при обучении пунктуации. Если ребёнок не умеет этого делать, он не сможет ни правильно поставить знаки, ни проверить себя.

ВТОРОЕ. Регулярно, начиная с 3 класса, тренировать детей, развивая умение находить подлежащее и сказуемое быстро и безошибочно. Для этого на каждом уроке нужен синтаксический разбор буквально одного предложения (например, сегодня разбираем простое неосложнённое, завтра простое с однородными членами, послезавтра сложное из двух-трёх частей без союзов или с союзами и, а, но), результатом которого будет осмысленная постановка знаков препинания. И делать это нужно с 3-го класса по 9-й.

Как должен проходить такой разбор?

Первый шаг: находим подлежащее и сказуемое.

Второй шаг: определяем, сколько в предложении пар главных членов. Если только одна — предложение простое, если две или больше — сложное.

Третий шаг: если предложение простое, смотрим, какие члены предложения относятся к подлежащему, а какие — к сказуемому, есть ли среди них однородные (если есть, составляем схему). Если предложение сложное, ищем границы частей, нумеруем их и сразу составляем схему предложения. Схема помогает зрительно представить структуру предложения, увидеть границы частей или смысловых отрезков и осознанно выбрать знак препинания.

Четвёртый шаг: называем смысловые отрезки предложения и определяем, какие знаки нужны — разделительные или выделительные.

Именно так человек должен действовать, когда проверяет написанное: в каждом предложении найти и подчеркнуть главные члены, установить количество частей, найти границы частей или смысловых отрезков и проверить, тот ли знак стоит. То есть по своей сути самопроверка — это свёрнутый синтаксический разбор.

Так можно ли сейчас, за несколько месяцев до экзаменов, научить старшеклассников ставить знаки препинания?

На мой взгляд, можно, если работать интенсивно в таком порядке:

— объяснить пункты 1 — 3;

— научить выделять грамматическую основу (буквально сделать много упражнений только на это, постепенно усложняя структуру предложения);

— позаниматься синтаксическим разбором, каждый раз проходя четыре шага, о которых сказано выше, и завершая разбор называнием смысловых отрезков и знаков препинания по функции; структура предложений для разбора должна усложняться постепенно.

— дальше только анализировать тексты, написанные самим ребёнком, буквально каждое предложение: выделять грамматические основы, определять границы смысловых отрезков и осмысленно ставить знаки. Эти действия и есть самопроверка знаков препинания, которой обязательно надо учиться.

Многократно лично проверено и в репетиторский практике, и в онлайн-обучении.

Обложка поста: unsplash.com.

Похожие статьи