Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Как научить ребенка тратить деньги. Рекомендации экономиста
30 марта 282 просмотра

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Умение распоряжаться деньгами — важный навык, которому следует научить ребенка. О том, как и где заработать подростку и как правильно копить деньги, мы рассказывали в предыдущих статьях. В этой — поделимся советами, как их осознанно тратить, от кандидата экономических наук Маргариты Зобниной.



Почти взрослые деньги

Как тратить осознанно

Деньги ускоряют очень многие процессы. Хоть и говорят «время не купишь», но, по сути, именно это мы и можем сделать: выкупить себе время за счет денег. Конечно, не в буквальном смысле приобрести минуты и часы, а освободить их.

Вместо того чтобы делать что-то самостоятельно, мы можем заплатить другому человеку, а полученное свободное время потратить на что-то еще. Или можем сразу купить конечный продукт, а не пытаться сделать его.

Время и деньги

Время — это самый ограниченный ресурс. И самый ценный, ведь он не возобновляется.

По данным Росстата средняя продолжительность жизни человека в России около 77 лет. Это значит, что у нас будет всего около 77 дней рождения и 77 празднований Нового года.

Если разложить этот срок по месяцам, неделям, дням и часам, то наша жизнь — это примерно:

  • 924 месяца,
  • 4158 недель,
  • 29 106 дней,
  • 698 544 часа.

И расходовать их нужно осознанно. Деньги хороши тем, что благодаря им иногда мы можем «докупить» время, высвобождая для чего-то еще. И прожить не одну жизнь, а полторы.

И если время — ресурс ограниченный (сколько «отмерено», столько и есть), то деньги — бесконечный (сколько мы заработаем, столько и будет). Тут-то и встает вопрос: как ими грамотно распорядиться?

Смысл денег в том, чтобы они работали на нас и приносили максимальную пользу. Чтобы грамотно расходовать деньги, тебе нужно понимать полезность любого продукта и уметь оценивать ее в деньгах. Спрашивай себя «Сколько я готов заплатить за это?» до того, как увидишь цену. А после сравнивай текущую цену товара со своей «внутренней».

Если цены расходятся, решай, готов ты совершить покупку за бóльшие деньги, чем планировал, или нет.

Предельная полезность

У всех продуктов есть предельная полезность. Она не всегда одинаковая даже на один и тот же товар. Существует важное правило.

Каждая следующая купленная единица товара приносит нам меньше удовлетворения, чем предыдущая.

Аня, подруга Макса, очень любит клубнику. Началось лето, и она купила себе килограмм любимых ягод. Съев все до единой и «открыв сезон», Аня получила настоящее удовольствие. И тогда девочка подумала: «Хм, если мне было так хорошо и радостно от одного килограмма клубники, то если купить еще один, станет в два раза лучше!» И купила еще ведерко.

Все оказалось не так, как думала Аня. Она уже наелась первыми ягодами, и следующий килограмм шел тяжело и без удовольствия, а потом любимое лакомство совсем перестало влезать в нее. Если бы она купила еще и третий килограмм, то ее просто стало бы воротить от клубники. Или, что хуже, началась бы аллергия.

При планировании покупок важно помнить о том, что следующая единица какого-то товара вряд ли принесет нам столько же радости, сколько подарила первая.

Знание этого позволит понять, сколько ты готов отдать за ту или иную покупку. Если обдумать это заранее, будет проще управлять своими тратами. И бонус — ты не попадешься на крючок маркетинговых уловок.

Амортизация

Очень важно научиться отличать свои потребности и необходимости от сиюминутных ненужных «хотелок». Ведь даже если мы чуть позже опомнимся и решим продать ненужный товар обратно, ту стоимость, за которую мы его купили, нам уже никто не даст. Даже если продукт совсем новый и мы не вынимали его из коробки.

Процесс удешевления любого продукта называют амортизацией.

Амортизация позволяет нам понять, с какой скоростью устаревает тот или иной предмет и через сколько нам предстоит его заменить или отремонтировать.

К примеру, мы знаем, что средний срок амортизации квартиры составляет 10 лет, после чего в ней потребуется ремонт. Высчитав среднюю стоимость ремонта и распределив сумму по месяцам, мы можем начать откладывать деньги уже сегодня. Может, это «скучно», зато предстоящий ремонт не станет такой серьезной и неожиданной финансовой нагрузкой.

Альтернативные издержки

Одну и ту же свою потребность в товаре можно удовлетворить разными способами. И у каждого способа есть свои издержки.

Альтернативные издержки — это возможность получить тот же товар или услугу другими способами.

С точки зрения финансовой грамотности будет хорошо, если мы выберем самый бюджетный (дешевый) способ.

Макс недавно разбил свою любимую кружку. Этот казус случается у него примерно раз в пару лет. Он встал перед выбором: купить классную стеклянную кружку за 300 рублей или набор одноразовых стаканчиков в два раза дешевле, за 150 рублей.

Возможно, ты подумаешь, что второй вариант выгоднее: набор стаканчиков дешевле, к тому же их много, целых 100 штук. Даже если каждый день пить из нового стаканчика, хватит их надолго. Однако Макс посчитал, и получилось вот что:

Он пользуется стеклянным стаканом два года (или 730 дней).

Набора из 100 стаканчиков хватит ему чуть больше чем на три месяца (или на 100 дней). Получается, за два года ему нужно будет купить больше семи упаковок.

150 × 7,3 = 1095

За 730 дней Макс потратит на одноразовые стаканчики 1095 рублей. А на стеклянную кружку — в 3,5 раза меньше. Выбор очевиден.

Среди вещей, которые мы приобретаем, будут те, что приносят нам деньги, и те, что их у нас условно забирают, — мы тратимся на их содержание. Сама стоимость владения какой-то вещью может быть выше или ниже альтернативных издержек.

 

Когда ты хочешь что-то купить, сначала подумай, новое приобретение позволит тебе больше заработать или станет тем, во что ты будешь дальше вкладывать деньги? К чему приведет новая покупка: к дополнительным доходам или расходам?

По материалам книги «Почти взрослые деньги».
Обложка отсюда.

Где купить: МИФЧитай-городWildberriesOZON

Похожие статьи