Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
К чему приводят обещания награды
9 января 2020

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

В классе вашего ребенка теперь будет действовать значок «Гений недели». Его дадут тому ученику, который получит наивысший балл за очередной недельный тест. Радоваться такой награде? «Вау, да это отличная мотивация», — возможно, подумали вы. Сегодня расскажем, что из этого может выйти и почему стоит сразу же позвонить учителю и попросить отменить такого рода поощрения.

Награда = наказание

Что такое поощрение? Это попытка изменить поведение человека неестественными способами. Другими словами, предлагая некий стимул, вы хотите добиться своей цели — чтобы ребенок хорошо учился, чтобы был послушным и так далее.

А что такое наказание? По сути это ведь то же самое. Та же попытка изменить поведение ребенка. А между тем наказание считается чем-то плохим, а вот поощрение, наоборот, хорошим. Тогда как между тем и другим есть множество похожего, это две стороны одной медали.

Награды приравниваются к наказаниям не только потому, что тоже дают возможность контролировать поведение.

Этому есть и еще одно, даже более очевидное объяснение: те, кто в итоге не получает поощрений, переживают эту ситуацию точно так же, как если бы были наказаны. Многие руководители и учителя намеренно лишают своих подопечных вознаграждения или задерживают его получение, если указания не исполнены в точности.

Получается, что «пряник» только что был перед носом и вдруг исчез.

Вот отец или мать говорят сыну: «Если будешь вести себя хорошо, в воскресенье пойдем в цирк». В субботу мальчик вызвал недовольство родителей и тут же услышал знакомое: «Станешь продолжать в том же духе, никакого цирка завтра не будет». Остались ли еще у кого-то сомнения в том, что угроза лишить ребенка обещанного поощрения по сути идентична угрозе применить наказание?

У проблемы есть два решения:

  • предлагать поощрение или награду независимо от того, выполнены ли условия их получения;
  • не формулировать никаких критериев и не предлагать никаких поощрений заранее. То есть обладающий властью человек может просто предложить тому, кто от него зависит, нечто приятное постфактум: «За то, что ты мне вчера помог, вот тебе мороженое». Многие исследования показывают, что поощрения и награды, которых не ждут, оказывают гораздо менее деструктивное воздействие, чем те, о которых сообщают заранее и которые человек стремится заслужить.

Награда = разрушения

Поощрения никак не стимулируют сотрудничество и не укрепляют ощущение единства группы. Чаще они даже разрушают отношения. Как только дети начинают конкурировать за поощрения, возникают «противостояние и зависть», что еще почти два века назад заметили преподаватели, наблюдавшие в Нью-Йорке за внедрением программы коррекции поведения.


Поощрения могут разрушить отношения в классе. Источник

Но два наиболее распространенных формата применения поощрений еще и усугубляют ситуацию, откровенно настраивая детей на конфронтацию. Первый из них — это формирование искусственного дефицита. К примеру, в классе вводится награда за хороший результат (как в нашем примере в начале статьи). Приз получит только самый успешный. Как это повлияет на отношения в классе? Насколько дружным будет этот коллектив?

Вторая проблема в том, что в большинстве случаев конкуренция вызывает беспокойство и стресс огромного масштаба, что отрицательно влияет на результаты деятельности. К тому же те, кто считает, что не имеют шанса на победу, вообще перестают видеть смысл в приложении хоть каких-то усилий. Если единственная причина, по которой ребенок мог бы работать упорнее, — это обогнать одноклассников, и он приходит к выводу, что шансов у него нет, то с высокой долей вероятности он полностью теряет мотивацию.

Все усугубляется тем, что мы склонны связывать результаты соревнования с факторами, находящимися вне их контроля, скажем, с чьими-то врожденными способностями или просто везением. В итоге ребенок теряет ощущение контроля над ситуацией и чувствует все меньшую ответственность за результаты собственной деятельности.

Награда ≠ здравый смысл

Поощрения можно использовать, не разбираясь в причинах того, что вызвало проблему. Вам не нужно выяснять, отчего ребенок кричит, или почему школьник не делает домашние задания. Вам достаточно бросить подачку или пригрозить, чтобы дочь/сын взяли себя в руки.


Покупать игрушки в награду за хорошее поведение — не лучший выход. Источник

Что же тогда делать? Давайте рассмотрим пример, когда ваша дочь не ложится спать. И найдем три возможных подхода к ситуации. Что обычно делает родитель:

  1. Грозит неприятными последствиями: «Если вы, барышня, не вернетесь в кровать, когда я досчитаю до трех, никакого телевизора в течение недели!».
  2. Поощряет: «Дорогуша, если будешь спать в своей кроватке всю ночь до утра, я куплю тебе того медвежонка».
  3. Разбирается в причинах, почему ребенок отказывается лежать в кровати. С ходу приходят в голову несколько возможных вариантов объяснения такого поведения. Может, ее кладут спать слишком рано и она просто не устала? Может, ей не хватает времени с родителями и кажется, что именно вечером так отлично посидеть в обнимку? Возможно, она еще не успокоилась после того, что произошло за несколько часов до сна? У нее под кроватью монстр? Или она просто слышит, как в соседней комнате кто-то разговаривает?


Разобравшись в причинах, вы сможете уложить ребенка без обещания наград. Источник

Оптимальное решение будет зависеть от того, чем именно объясняется поведение девочки.

И поэтому так сложно бывает найти простой ответ на вопрос, что же считать альтернативой вознаграждениям. Поощрения — это вообще не решение: это уловка, хитрость, способ на время снять остроту проблемы, не вдаваясь в ее причины. Поощрения не дают возможности разобраться в сути дела.

Награда ≠ творчество

Получая поощрения или рассчитывая на них, мы делаем то, чего от нас ждут, но действуем не так, не как обычно. Базовый принцип можно сформулировать так: когда мы работаем за награду, мы делаем только то, что требуется, и не больше. Во время работы мы реже искушаем судьбу, менее охотно рассматриваем альтернативные возможности и не пробуем подходы, которые не гарантируют результата.

Мы всеми силами избегаем риска, так как от нас и не требуется тестировать новые идеи, нам важно сделать дело и получить награду.

Одна из групп исследователей пришла к выводу, что, когда нас мотивируют поощрением, «на первый план выходят такие параметры, как предсказуемость и простота, ведь мы нацелены на то, чтобы быстрее сделать работу и получить желаемое». Другой психолог выразился еще короче: поощрения «убивают любопытство». Другими словами, вместо творческого поиска проблемы мы выбираем самый простой путь. Нужно прочитать десять книг, чтобы получить подарок? Мы выберем самые короткие. Написать контрольную на пять ради похода в парк? Спишем у отличника, ведь так надежнее!

Вот несколько важнейших выводов по изучению связи между поощрениями и творчеством: 1) чем серьезнее награда, тем более легкую задачу выбирает ребенок; 2) если наград больше не предлагают, то те, кто привык их получать, по-прежнему стремятся делать как можно меньше; 3) дети выбирают задачи попроще не только когда им предлагают награду, но и вообще всегда, если они в целом ориентированы на получение вознаграждения за свои действия.

Родители, мотивируя ребенка поощрениями, допускают еще одну ошибку. Они думают, что человеческая натура всегда ленится, поэтому стараются дополнительно заинтересовать. Но факты указывают на то, что человеку свойственно как раз браться за сложные задачи, стараться понять суть мироустройства, пробовать новые незнакомые идеи. Мы начинаем избегать непростых задач и выбирать наиболее легкий путь, когда что-то заставляет нас так поступать. В частности, обещанные вознаграждения.

Еще больше о мотивации детей вы узнаете из книги «Наказание наградой»

Обложка поста — отсюда.

Похожие статьи