Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Статуя Свободы красит стену, а Гарри Поттер сражается с капустой: метод абсурда и другие техники запоминания
24 октября 2019 2 899 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Техники запоминания — это приемы, которые помогают быстро извлекать нужную нам информацию из «запасников» мозга. Конечно, проще всего взять и вызубрить материал, но прямая дорога не всегда сама короткая.

Предлагаем вам «обходные пути», которые помогут помнить все.

Ищите связь

Простейший способ запомнить новый материал — связать его с уже известным (вспомните самый важный принцип обучения — связь новых знаний с полученными ранее). Допустим, вы изучаете политическую систему Страны чудес. Надо быстро запомнить, что сначала была создана Левая партия, а потом — Правая. Это можно сделать по ассоциации с тем, как мы читаем: слева направо. Ассоциативная связь поможет не забыть, какая из партий была создана раньше.


Суперстудент

Группируйте информацию

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему телефонные номера записываются не в виде ряда однозначных чисел, а в форме нескольких трех- и двузначных, например: 226—78—42 или 9—456—989—31—11, а не 2—2—6—7—8—4—2 или 9—4— 5—6—9—8—9—3—1—1—1? Причина проста: ряд из трех- и двузначных чисел запомнить легче, чем семь или одиннадцать цифр.

Соответственно, слово, состоящее из нескольких букв (например, «слово»), запоминается легче, чем те же буквы по отдельности (с-л-о-в-о). Проще запомнить целое, чем его части по отдельности.


Источник

Ищите закономерность

Запомнить материал легче, если он подчиняется определенной закономерности или укладывается в общую схему. Преимущество этого приема заключается в том, что он избавляет от необходимости перегружать память массой деталей — достаточно запомнить схему.

Учите английский? Тогда вы знаете о правиле two of everything и легко запомните, что название штата Миссисипи пишется со всеми удвоенными согласными, кроме m (Mississippi).

Акронимы и законченные предложения

Если нужно запомнить текст дословно, посмотрите, нельзя ли образовать из первых букв каждого слова легко запоминающийся акроним. В русском языке цвета радуги «зашифрованы» в стишке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В английском для этого используется аббревиатура ROYGBIV (red, orange, yellow, green, blue, indigo, violet).

Запомнить имена крупнейших греческих философов можно по аббревиатуре СПА — Сократ, Платон, Аристотель (работы этих мыслителей столь же полезны для ума, как спа-процедуры — для тела).


Источник

Если не получается придумать акроним, можно сочинить законченное предложение. Например, названия планет Солнечной системы в порядке их близости к Солнцу (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) можно запомнить по предложению «Метнувшись, взволнованно запищала мышка: „Юркий скользкий уж недалеко“».

Требуется запомнить число из нескольких цифр? Сочините предложение, в каждом слове которого количество букв будет соответствовать цифрам. Например, число пи (3,1416) можно запомнить по предложению «Его (3) я (1) могу (4) и (1) забыть (6)».

Учебные карточки

Учебные карточки — отличный инструмент запоминания, который позволяет и повторять материал, и излагать его своими словами. Взглянув на одну сторону карточки, нужно вспомнить, что написано на другой стороне. С какой именно стороны начинать, значения не имеет.

Карточки также хороши для повторения материала через короткий промежуток времени. Можно установить соответствующее приложение в телефоне и делать карточки в электронном виде, чтобы всегда иметь их при себе. Ниже представлено несколько примеров таких карточек.

Что такое визуализация?

Визуализация — это техника запоминания, основанная на использовании воображения и образного мышления. Ее эффективность обусловливается тем, что она задействует практически все принципы обучения. Даже если вы не понимаете материал, созданный вами образ наполнит его смыслом (осмысление материала), а воображаемая картинка свяжет с пройденным (связь новых знаний с полученными ранее).

Визуализация требует сосредоточенности (концентрация внимания) и умения составить общее представление о предмете.

Как это работает

1. Возьмите материал, который нужно запомнить. В случае необходимости выделите ключевые слова или короткие предложения.

2. Придумайте слова и символы, соответствующие этим словам и предложениям.

3. Мысленно нарисуйте картинку.

Допустим, нужно запомнить: Амундсен достиг Южного полюса на лыжах в 1911 году. Вы знаете, что это произошло в начале 1900-х годов, но точную дату не помните. Человек на лыжах — прекрасный образ Амундсена, а две лыжи (или лыжные палки) похожи на число 11.


Источник

Запоминающаяся картинка

Чтобы образ работал, следует представить себя внутри воображаемой картинки. Удалось? Если нет, зажмурьтесь — это поможет сосредоточиться.

Кроме того, воображаемые объекты должны взаимодействовать друг с другом и двигаться, а сама картинка должна быть достаточно абсурдной, даже безумной. Неважно, как именно воображаемые объекты на картинке взаимодействуют друг с другом. Главное, чтобы они не были статичными, не просто стояли или лежали на месте, оставаясь безучастными друг к другу.

Чем более абсурдна воображаемая картинка, тем она ярче и тем прочнее отпечатывается в памяти.

Метод последовательных связок

Метод последовательных связок используется для запоминания слов в определенном порядке. Каждому слову соответствует образ, а образы вписываются в картинки, связанные между собой в строгой последовательности — первая со второй, вторая с третьей, третья с четвертой и т. д., то есть каждая предыдущая картинка связана со следующей.

Процесс можно сравнить с лазанием по канату: вы движетесь вверх, попеременно перехватывая канат руками.

Допустим, нужно запомнить, какие страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция). Сначала нужно найти образы, ассоциирующиеся с этими странами.

Пусть это будут китайская капуста (Китай), Эйфелева башня (Франция), шахматная доска (Россия), статуя Свободы (США) и Гарри Поттер (Великобритания).


Источник

Шаг 1. Кто-то бросает китайскую капусту с Эйфелевой башни.

Шаг 2. Кто-то играет в шахматы, а вместо фигур — много маленьких Эйфелевых башен.

Шаг 3. Гарри Поттер играет в шахматы и освобождает доску.

Шаг 4. Гарри Поттер сражается со статуей Свободы.

Метод рассказа

Метод рассказа — это, по существу, метод последовательных связок, но чередование картинок подчиняется логике более или менее связного повествования. Так, приведенные выше слова-образы можно вписать в рассказ о том, как китайская капуста упала с Эйфелевой башни на кого-то, кто играл в шахматы. Одним из играющих был Гарри Поттер, другим — статуя Свободы.

Метод локусов

Метод локусов основан на использовании образов, прочно укорененных в нашем сознании, и представляет собой воображаемое путешествие по ограниченному и хорошо знакомому пространству. Это может быть, например, ваша квартира, дача, школа, родная улица, ближайший торговый центр и т. д.

Выберите маршрут и решите, где делать остановки. Их должно быть столько, сколько слов требуется запомнить. Решили путешествовать по дому и квартире? Тогда остановки будут, скажем, у подъезда, в холле, в лифте, коридоре, у входной двери, в прихожей, на кухне и т. д.

Остановочные пункты должны быть четко разграничены: не следует делать две остановки в одном помещении (например, на кухне у холодильника и плиты). Потратьте немного времени, мысленно путешествуя по избранному маршруту, и ненадолго задержитесь на каждой остановке, чтобы четко представлять себе весь путь.


Источник

Повторите упражнение несколько раз. После этого можно разместить слова-образы на остановочных пунктах, по одному на каждом. Затем вообразите яркие картинки, отвечающие известным нам требованиям (взаимодействие движущихся объектов и абсурдность).

Вернемся к примеру со странами — постоянными членами Совбеза ООН: Великобритания (Гарри Поттер), Китай (китайская капуста), Россия (шахматы), США (статуя Свободы) и Франция (Эйфелева башня).

Путешествие начинается с почтового ящика. Открываем его, и из него, как ракета, вылетает китайская капуста. Идем дальше к входной двери. Вместо нее — Эйфелева башня, которая крутится, как карусель. Заходим, а там соревнуются два игрока в шахматы. Идем в кухню, где Гарри Поттер читает «Властелина колец» и говорит: «Это гораздо лучше».

В конце мы оказываемся в гостиной, там статуя Свободы красит стену.

Пример использования метода локусов. Допустим, надо выучить наизусть первые пять элементов периодической таблицы Менделеева (водород, гелий, литий, бериллий и бор). Используя метод локусов, строим маршрут от подъезда до квартиры с пятью остановками.

По материалам книги «Суперстудент».

Обложка поста отсюда.

Похожие статьи