Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
«Почему я?» Какие дети становятся жертвами травли и кто им может помочь
30 сентября 2019 44 954 просмотра

Ольга Бочкова, психолог
Ольга Бочкова, психолог

Травля — распространенное явление в коллективе, при котором против ребенка люди используют свою силу или силу группы, чтобы он почувствовал себя плохо или чтобы заставить его сделать что-то, что он не хочет. В травле всегда действует примерно одна и тоже расстановка сил — агрессор, свита против жертвы и наблюдатели. Среди большинства бытует мнение, что жертва травли сама виновата в том, что с ней происходит, что будь она другой, более сильной или похожей на всех, то у нее не было бы проблем.

— Сама виновата! Она сама виновата! Сама! Она сама!

— Она не умеет общаться. Он жирный! Тот тупица! Эта надоела со своим хобби!

«Дело во мне», — с этой мыслью живет жертва травли.

Ведь по мнению детей, да и многих взрослых, травля не бывает без причины. Жертва не бывает случайной. Она сама причастна к тому, что ее травят. Вот если бы она вела себя по-другому (одевалась, общалась, говорила, молчала итд), все было бы хорошо.

Когда мы спрашиваем детей, кого, по их мнению, травят, то получаем такой рейтинг:

— слабых;

— некрасивых;

— с физическими недостатками.

И на вопрос, а травят ли сильных, красивых, обычных, без недостатков, всегда слышим один и тот же ответ — «ДА». На самом деле травят всех, независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания, хотя да, есть определенные группы людей, которые в процентном соотношении больше других подвержены травле.

Интересно, то, что даже при наличии этой особенности, в результате которой ребенка начинают изводить, эта особенность становится не просто причиной травли, а ее оправданием. Дети оправдываются, — «ведь он(а) правда такой(ая)!» Как будто быть другим, отличным от большинства — автоматическое согласие с тем, что ребенка имеют права обижать.

И ведь жертве травли не остается ничего, кроме как поверить в свою несостоятельность, никчемность и ущербность. Ведь мы привыкли к тому, что мнение большинства всегда правильное, большинство не может ошибаться, большинство сильнее. А жертва — слабая?

«Я слабая, поэтому меня травят». Можно ли говорить в этой ситуации о слабости жертвы? Для понимания возьмем пример из бокса. В этом виде спорта, как и во многих контактных, есть весовые категории: легкая, средняя, тяжелая. По правилам игры соперники сходятся в одной весовой категории, ведь боксер из легкой весовой категории вероятнее всего проиграет боксеру с тяжелым весом, потому что силы не равны. Можно ли в этой ситуации говорить, что боксер легкого веса — слабый? Нет. И если боксеров в легкой весовой категории численно выйдет больше против тяжеловеса, он явно проиграет, потому что… правильно, силы не равны.

Почему же это объяснение не работает с участниками травли? Почему один ребенок, который противостоит группе, а то и целому классу, считается слабаком и неудачником? Вот где явная несправедливость.

Противостоит всему коллективу всегда. ДА, я не опечаталась. Травля — это не конфликт 2х сторон, а проблема группы. И жертва страдает не только от агрессора, но и от молчаливого наблюдения всех участников. Когда за тебя никто не вступается, может быть они считают, что с тобой так и надо поступать? Разве кто-то поддерживает людей, с которыми не согласен? Конечно, нет, а значит, весь класс, весь коллектив против меня. Именно так осознанно или неосознанно считает жертва.

Ответственный взрослый это поддерживает. Иногда не напрямую, а иногда вполне целенаправленно и осознанно. Те мифы про травлю и ответственность, с которыми нам приходится бороться в первую, поверьте, в ПЕРВУЮ очередь живут у взрослых.

  • «Я включусь, и дети не научатся решать конфликты сами».
  • «Это меня не касается».
  • «Это дети, они всегда ссорятся и мирятся».
  • «а что я могу сделать?»
  • «Я уже говорил им, они не слушают».
  • «Просто он ябедничает, а детям это не нравится».

Получается, что человек, в руках которого сконцентрировала власть и авторитет в коллективе:

  1. не может справиться с агрессорами;
  2. поддерживает агрессивную модель против жертвы;
  3. безразличен и тем самым дает карт-бланш обидчикам;
  4. сам может быть тем агрессором.

К кому идти за поддержкой?

Представьте, что это был бы не учитель и дети в классе, а ваш начальник и коллектив на работе. При таком отношении к вам, разве ваш начальник дорожит вашей кандидатурой? Может ли у вас быть скорый карьерный рост? Как долго вы проработаете в этой компании? Скорее всего, будете искать новое место работы как можно скорее.

У наших детей нет такой возможности, они вынуждены ходить в ту школу, в которую их определили родители, работать с теми «начальниками», которых им назначили, общаться с одногруппниками, которых они не выбирали. И если учитель поддерживает травлю, кажется, что помощи ждать неоткуда.

Но есть вы. Родители. И вы можете, должны помочь, поддержать, снять ощущение собственной вины за травлю, убрать неуверенность, и самое главное — защитить!

Обложка поста: unsplash.com.

Рубрика
Психология
Похожие статьи