в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Психология
«Почему я?» Какие дети становятся жертвами травли и кто им может помочь
30 сентября 25 896 просмотров
Психология
«Почему я?» Какие дети становятся жертвами травли и кто им может помочь
30 сентября 25 896 просмотров

Ольга Бочкова, психолог
Ольга Бочкова, психолог

Травля — распространенное явление в коллективе, при котором против ребенка люди используют свою силу или силу группы, чтобы он почувствовал себя плохо или чтобы заставить его сделать что-то, что он не хочет. В травле всегда действует примерно одна и тоже расстановка сил — агрессор, свита против жертвы и наблюдатели. Среди большинства бытует мнение, что жертва травли сама виновата в том, что с ней происходит, что будь она другой, более сильной или похожей на всех, то у нее не было бы проблем.

— Сама виновата! Она сама виновата! Сама! Она сама!

— Она не умеет общаться. Он жирный! Тот тупица! Эта надоела со своим хобби!

«Дело во мне», — с этой мыслью живет жертва травли.

Ведь по мнению детей, да и многих взрослых, травля не бывает без причины. Жертва не бывает случайной. Она сама причастна к тому, что ее травят. Вот если бы она вела себя по-другому (одевалась, общалась, говорила, молчала итд), все было бы хорошо.

Когда мы спрашиваем детей, кого, по их мнению, травят, то получаем такой рейтинг:

— слабых;

— некрасивых;

— с физическими недостатками.

И на вопрос, а травят ли сильных, красивых, обычных, без недостатков, всегда слышим один и тот же ответ — «ДА». На самом деле травят всех, независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания, хотя да, есть определенные группы людей, которые в процентном соотношении больше других подвержены травле.

Интересно, то, что даже при наличии этой особенности, в результате которой ребенка начинают изводить, эта особенность становится не просто причиной травли, а ее оправданием. Дети оправдываются, — «ведь он(а) правда такой(ая)!» Как будто быть другим, отличным от большинства — автоматическое согласие с тем, что ребенка имеют права обижать.

И ведь жертве травли не остается ничего, кроме как поверить в свою несостоятельность, никчемность и ущербность. Ведь мы привыкли к тому, что мнение большинства всегда правильное, большинство не может ошибаться, большинство сильнее. А жертва — слабая?

«Я слабая, поэтому меня травят». Можно ли говорить в этой ситуации о слабости жертвы? Для понимания возьмем пример из бокса. В этом виде спорта, как и во многих контактных, есть весовые категории: легкая, средняя, тяжелая. По правилам игры соперники сходятся в одной весовой категории, ведь боксер из легкой весовой категории вероятнее всего проиграет боксеру с тяжелым весом, потому что силы не равны. Можно ли в этой ситуации говорить, что боксер легкого веса — слабый? Нет. И если боксеров в легкой весовой категории численно выйдет больше против тяжеловеса, он явно проиграет, потому что… правильно, силы не равны.

Почему же это объяснение не работает с участниками травли? Почему один ребенок, который противостоит группе, а то и целому классу, считается слабаком и неудачником? Вот где явная несправедливость.

Противостоит всему коллективу всегда. ДА, я не опечаталась. Травля — это не конфликт 2х сторон, а проблема группы. И жертва страдает не только от агрессора, но и от молчаливого наблюдения всех участников. Когда за тебя никто не вступается, может быть они считают, что с тобой так и надо поступать? Разве кто-то поддерживает людей, с которыми не согласен? Конечно, нет, а значит, весь класс, весь коллектив против меня. Именно так осознанно или неосознанно считает жертва.

Ответственный взрослый это поддерживает. Иногда не напрямую, а иногда вполне целенаправленно и осознанно. Те мифы про травлю и ответственность, с которыми нам приходится бороться в первую, поверьте, в ПЕРВУЮ очередь живут у взрослых.

  • «Я включусь, и дети не научатся решать конфликты сами».
  • «Это меня не касается».
  • «Это дети, они всегда ссорятся и мирятся».
  • «а что я могу сделать?»
  • «Я уже говорил им, они не слушают».
  • «Просто он ябедничает, а детям это не нравится».

Получается, что человек, в руках которого сконцентрировала власть и авторитет в коллективе:

  1. не может справиться с агрессорами;
  2. поддерживает агрессивную модель против жертвы;
  3. безразличен и тем самым дает карт-бланш обидчикам;
  4. сам может быть тем агрессором.

К кому идти за поддержкой?

Представьте, что это был бы не учитель и дети в классе, а ваш начальник и коллектив на работе. При таком отношении к вам, разве ваш начальник дорожит вашей кандидатурой? Может ли у вас быть скорый карьерный рост? Как долго вы проработаете в этой компании? Скорее всего, будете искать новое место работы как можно скорее.

У наших детей нет такой возможности, они вынуждены ходить в ту школу, в которую их определили родители, работать с теми «начальниками», которых им назначили, общаться с одногруппниками, которых они не выбирали. И если учитель поддерживает травлю, кажется, что помощи ждать неоткуда.

Но есть вы. Родители. И вы можете, должны помочь, поддержать, снять ощущение собственной вины за травлю, убрать неуверенность, и самое главное — защитить!

Обложка поста: unsplash.com.

Рубрика
Психология

Похожие статьи