в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Развитие ребенка
Как развивать в ребенке творческое мышление?
16 сентября 642 просмотра
Развитие ребенка
Как развивать в ребенке творческое мышление?
16 сентября 642 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Сегодня такие качества, как креативность, умение генерировать идеи и нестандартно мыслить ценятся особенно высоко. Именно поэтому их так важно развивать с детства. Ребенок, который с ранних лет привыкает смотреть на мир широким взглядом и создавать вещи своими руками, всегда сможет найти место в жизни и добиться успеха.

С чего начать?

Творим всегда, творим везде

В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.

И ваша задача привнести творчество в повседневную жизнь. Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них — рисование и лепка, однако найдется немало иных занятий, которые также можно назвать творческими.

1. Проведение научных экспериментов. Они способствуют развитию творческого мышления.

2. Прогулка. Природа вокруг нас необыкновенно прекрасна: попробуйте, например, присмотреться к жилкам на листьях или узорам на коре дерева.

3. Выпечка. Приготовление еды питает разум, сердце и желудок.

4. Кукольное чаепитие. Ролевые игры полезны для развития воображения.

При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры. Вы можете вводить творчество в жизнь вашей семьи постепенно или же в один прекрасный день устроить настоящую революцию. Неважно, как вы это сделаете. Главное, что результат будет впечатляющим.

Творчество — это все, что наполнено красотой и вдохновением, с небольшой долей причуды.


Таблица из книги «Одна привычка в неделю для всей семьи».

Чем безумнее, тем лучше

Предложите детям рисовать пеной для бритья и гуашью на картонных коробках, огромной кистью и красками — на доме, дороге или на собственном теле, разбрызгать краску по ватману, раскрасить камни, начертить мелом на тротуаре силуэт, вместо кисточек использовать цветы или еловые ветки.

Если ребенок не горит желанием прямо сейчас заняться искусством, подумайте, что ему хотелось бы делать и как можно привнести туда элементы творчества.

Машинки? Изготовьте вместе с ребенком коврик для игры в машинки из плотной бумаги, разрисованной краской или фломастерами. Еще неплохо построить на улице здания из коробок или из палочек, а то и целые города.

Ваш ребенок любит нарядную одежду? Вырежьте из картона маску или корону и оставьте на столе вместе с перьями, блестками и банкой жидкого блестящего клея. Сделайте коллаж из кусочков ткани или сшейте одежду для бумажной куклы.

Для того чтобы придумать, как совместить интересы ваших детей и творчество, обычно не требуется много времени.


Иллюстрации здесь и далее из книги «Творческое воспитание».

Позвольте детям скучать

Сегодня дети посещают огромное количество всевозможных секций и спортивных занятий, и у них совершенно не остается свободного времени. Однако скука — отличный повод для творчества. Постарайтесь не давить слишком сильно, заполняя свободное время ребенка. Лучше позвольте детям самим найти применение своему творчеству. Малышей, конечно, нужно будет немного подтолкнуть для начала.

Эксперименты

Для развития способностей особенно важны эксперименты. Именно поэтому так важен сам процесс творчества, суть которого заключается в исследовании материалов и приемов работы. При таком подходе невозможно ошибиться — он стимулирует гибкость мышления, пробуждает желание рисковать и повышает уверенность в себе.

Дети начинают самостоятельно принимать решения, экспериментировать и анализировать, выяснять причины и следствие. «Что получится, если я смешаю эти две краски? Если посыплю картину солью, как это будет выглядеть? Могу ли я сделать скульптуру с меня ростом, или она упадет? А если попробую по-другому?»

Вместо того чтобы дать ребенку две бумажные тарелки, три ватных шарика, пару пуговиц и указания, как все это «правильно» собрать, предоставьте ему различные материалы (например, скотч, краску и холст) и, может быть, предложите, с чего начать («Не хочешь наклеить скотч на холст?» или «Ты будешь использовать большие или маленькие кусочки скотча?»), а затем отойдите в сторону.

Направить и отойти в сторону

Ваша главная задача — максимально облегчить процесс создания произведения искусства, сделав доступными материалы и рабочее место. Вы должны направить детей, если они нуждаются в указаниях, и отступить, когда в этом нет необходимости.

Вам надо восхититься («Какой удивительный узор! Какие зигзаги и круги!»), или проявить интерес («Расскажи мне о своей картине»), или задать вопрос: «А что если?..» («Интересно, что получится, если ты станешь рисовать акварелью поверх карандашных линий?» или «А что если приклеить эти пуговицы к дереву?»).

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо

Процесс, а не результат

Возможно, вы слышали выражение «главное — процесс, а не результат». Оно отлично подходит детям, изучающим художественные материалы. Ценность творчества заключается в исследованиях и открытиях, а не в том, что получается в итоге.

Результат обычно интересует взрослых, а дети, получив полную свободу действий, перестают беспокоиться о своих будущих рисунках и тут же начинают выяснять, как ведут себя материалы, с которыми они работают.

Например, ребенок может старательно смешать все краски и получить неопрятный рисунок коричневого цвета. Эта картина не будет самой лучшей, но процесс ее создания оказался захватывающим и интересным, была возможность мыслить и принимать решения. То, что ребенок увидел и узнал, смешивая краски, уникально. Он понял, что иногда возможны ошибки, но сколько было радости и волнения!

Дать детям возможность сосредоточиться на творческом процессе для нас так же просто, как позволить им рисовать карандашом на бумаге или приклеить ватные шарики на бумажную тарелку. Но то, что нам кажется обычным — например, рисование на белой поверхности, — для них имеет огромное значение.

Как незаметно вовлечь детей в творчество

Вот несколько идей:

— На стол для занятий положите лист черного картона, белый мел или банку белой краски.

— Оставьте на виду пластилин и кое-какие кухонные принадлежности (например, скалку, картофелемялку, пресс для чеснока).

— Оставьте на подоконнике восковые мелки или маркеры для рисования на окнах.

— Прикрепите скотчем к столу несколько листов бумаги для акварели, положите рядом акварельные краски, кисточку и поставьте стакан с водой.

— Насыпьте фасоль, рис и макароны разного цвета в формы для кексов и оставьте их на столе вместе с клеем и листом картона.

— Положите альбом для рисования и цветные карандаши в прихожей.

— Прикрепите к полу большой лист пергаментной бумаги и поставьте посередине корзину с камушками-мелками.

Зачем вашим детям творчество?

Одна из важнейших функций творчества — дать возможность детям выразить то, что они еще не умеют сказать словами. Можно показать свои чувства, особенно если они неприемлемы (например, злость на взрослого человека), а также продемонстрировать свои впечатления и эмоции.

Таким образом, творчество жизненно необходимо для эмоционального и познавательного роста личности. Кроме того, обсуждение нового произведения усиливает впечатление от его создания, что в конечном счете способствует развитию.

Творчество пронизывает рутину, чтобы обнажить чудеса. Вдохните творчество в вашу повседневную жизнь, и она наполнится радостью, яркими красками и сюрпризами.

По материалам книг «Одна привычка в неделю для всей семьи», «500 идей для творческого развития» и «Творческое воспитание».

Обложка поста отсюда.

Похожие статьи