в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Заказы от  доставляем бесплатно.
Психология
Формула, которая точно пригодится в жизни: готовность = контроль + перспектива
22 июня 2 151 просмотр
Психология
Формула, которая точно пригодится в жизни: готовность = контроль + перспектива
22 июня 2 151 просмотр

Анастасия Шипачёва
Анастасия Шипачёва

«Сделать домашку по математике, ответить на смс, успеть в кино, не забыть про реферат по истории» — лишь приблизительный список мыслей в голове обычного школьника.

Подростки часто испытывают стресс, и напряжение значительно усиливается из-за неумения управлять своим временем. К сожалению, этому не учат в школе. Но есть эффективные методики, которые помогут расставлять приоритеты и успевать больше. Освоить их можно самостоятельно или с помощью родителей.

Дэвид Аллен, эксперт по личной продуктивности и автор книги для подростков «Как привести дела в порядок — в школе и не только», предлагает опираться на формулу готовности. Что это за формула?

Готовность как основа всего

Любые рациональные решения, действия, изменения требуют особого состояния ума. Это состояние можно описать как спокойную уверенность с четко прописанным планом действий. Именно это состояние Дэвид Аллен называет готовностью.


Как привести дела в порядок — в школе и не только

Готовность позволяет не суетиться, держать фокус на главном и в итоге — освобождает много энергии и сил. Человек получает возможность действовать максимально эффективно даже в стрессовых обстоятельствах.

Достичь состояния готовности можно при наличии двух основных компонентов: контроля и перспективы. И то и другое зависит от степени осознанности и понимания работы мозга.

Как работает мозг

На уроках анатомии рассказывают о разных зонах мозга, отвечающих за определенные функции. Обычно единственное, что остается в памяти — это грецкий орех с красными, синими и желтыми пятнами. Не страшно! Сейчас расскажем так, что точно запомните, поймете и легко сможете рассказать детям.

Мозг — довольно сложный и неоднозначный товарищ. Дэвид Аллен и его коллеги Майк Уильямс и Марк Уоллас предлагают использовать свою образную теорию для простоты понимания. Представьте, что в мозгу буквально живет сразу два противоположных персонажа.

Первый — обезьянка Минди. Она отвечает за работу области мозга, которая называется миндалина. Минди очень спонтанная, шустрая, эмоциональная и живет в мире «здесь и сейчас». Она терпеть не может порядок и организованность. К сожалению, именно от ее поведения зависит наш навык контроля. Если человек знает, как заставить обезьянку сотрудничать, он сможет получить контроль.


Обезьянка не думает, обезьянка действует. Иллюстрация из книги

Второй персонаж — мудрая сова Кортни. Она отвечает за работу префронтальной коры. Кортни логичная, осмотрительная, дальновидная и творческая. Сова сидит высоко на дереве и помогает видеть перспективу.

Для того чтобы мозг вошел в состояние готовности, Минди и Кортни должны объединять усилия и быть доброжелательно настроенными друг к другу. Но Минди постоянно болтает и задает вопросы, как трехлетка. Она регулярно саботирует планы Кортни и вообще мало заботится о серьезных вещах.

Кортни анализирует всю информацию, полученную от Минди, и дает мудрые ответы. Когда Минди готова их услышать. Для этого она должна остановиться и успокоиться, а это требует от нее нереальных усилий. В идеале, когда человеку надо сосредоточиться и войти в состояние готовности, сова должна быть главной и сдерживать порывы обезьянки.

Сложность в том, что Минди может отвлечь любая незначительная мелочь. Она убежит проверять новый пост в инстаграм еще до того, как Кортни успеет привести свой первый аргумент.

Хорошая новость: Минди неплохо поддается дрессировке. Давайте разберемся, как ее приручить.

Получаем контроль

Для начала важно понять: невозможно контролировать кого-то или что-то извне. Но можно взять ответственность за свой личный выбор и усмирить внутреннюю обезьянку.

Например, школьник не может выбирать количество заданной на дом работы. Но он может сознательно организовать свое время так, чтобы все успеть и не устать. Старшеклассник не может повлиять на оценку на выпускном экзамене, но может продумать тактику эффективной подготовки.

Для того чтобы обезьянка стала покладистой, предложим ей пять бананов:

1. Сбор всех дел. «Не надо думать, Минди. Просто бегай, собирай, закидывай в корзинку все, что тебе приглянулось».

Что это значит: нужно сделать список всего, что накопилось в голове.

Для чего? Исследования показали, что мозг удерживает и помнит все незавершенные действия. Это называется эффектом Зейгарник. Считается, что в краткосрочной памяти может храниться не более 4 задач. Пока мозг цепляется за десятки незавершенных дел, он перегружен и не способен качественно обрабатывать новые входящие задачи. Облегчаем ему жизнь и выгружаем все в корзину-список.


Выгружаем и сортируем все мысли. Иллюстрация из книги

2. Обработка входящих. «Смотри, Минди! Вот тебе шесть коробок. Сейчас мы отсортируем все, что ты собрала. Весело, да?»

Что это значит? Из общей корзины-списка задачи распределяются в списки-карты. Всего шесть: действия (одношаговое дело), проекты (дела в несколько шагов), чек-листы (для повторяющихся задач), «когда-нибудь/может быть» и мусор.

Для чего? Сортировка позволяет расставить приоритеты и легко ориентироваться в текущих задачах.

3. Организация. «Минди, лови мысль! Молодец, а теперь забрось в коробку „Проекты“».

Что это значит? Любая новая мысль, план, задача, идея, решение записывается в соответствующий список. Это должно стать автоматической привычкой.

Для чего? Выгружаем, выгружаем, сортируем. Повторяем.

4. Обзор проделанной работы. «Эй, Минди, перетащи домашку по математике из „действий“ в „мусор“, я закончил ее еще вчера».

Что это значит? Созданные списки нужно регулярно просматривать и обновлять. Ежедневные и еженедельные обзоры помогают держать правильный курс.

Для чего? Сделанное — в мусор, нужное — в приоритет. Иначе списки превратятся в свалку.

5. Выполнение. «Минди, подай-ка коробку „действий“, пожалуйста, сейчас я ее опустошу».

Что это значит? Сортировка упрощает подход к решению и снижает порог прокрастинации перед началом чего-либо. Но чуда не произойдет, пока задача просто висит в списке. Так что просто выбираем и делаем.

Для чего? На этом шаге можно увидеть прогресс, перейти на следующий уровень или закрыть цикл и освободить от него мозг.

Видим перспективу

Теперь, когда обезьянка довольна и к ней найден подход, пообщаемся с совой Кортни. Она поможет с перспективой.


Сова сидит высоко и видит далеко. Иллюстрация из книги

Перспектива — вторая половина формулы готовности. Она нужна для фокусировки и понимания, куда нужно идти и зачем это делать. Это инструмент для оценки будущего и сверки с ним своих планов. На этом этапе то, «что» мы делаем, встречается с «зачем».

Префронтальная кора в роли мудрой совы проанализирует перспективы с учетом имеющейся информации и покажет предполагаемое будущее. Здесь важно понять, то ли это, что нужно. Если да — продолжать двигаться в выбранном направлении. Если нет — изменить стратегию и скорректировать планы обезьянки.

Для этого Дэвид Аллен предлагает использовать метод «3D-очки». Это метафора для трех разных уровней обзора (3 уровня = 3D). В жизни 3D-очки позволяют видеть объекты с большей глубиной и перспективой. Так же каждый из трех уровней помогает увидеть дополнительную информацию и новые детали.

  1. Ежедневный обзор. На этом уровне нужно задать себе вопрос: «Что мне нужно сделать сегодня?». Для ответа нужно использовать свои списки действий и календарь.
  2. Еженедельный обзор. На этом уровне важно ответить на такие вопросы: «Я свободен от всего лишнего?», «Я актуален?», «Я вдохновляюсь?». Во время этого обзора происходит анализ всех списков, календаря и своего внутреннего состояния.
  3. Обзор уровней внимания. С его помощью можно получить ответы на вопросы: «Куда я направляюсь?» и «Зачем?». На этом этапе нужно поработать с шестью уровнями и зафиксировать все свои мысли и идеи.


Пирамида уровней внимания. Иллюстрация из книги

В результате глубокой проработки приоритетов и установок, появляется перспектива.

Теперь обе половины мозга работают сообща: найден подход к обезьянке и сова может выполнять свои задачи без помех. В этот момент появляется готовность. Четко видна конечная цель или направление движения. Ясны следующие шаги и понятно, с чего начинать. Это идеальное состояние готовности ко всему.

Полностью избавиться от стресса еще никому не удалось. Но его уровень можно значительно снизить с помощью контроля и перспективы. Готовность к чему угодно позволяет расслабиться, потому что появляется уверенность в преодолении любых препятствий.

По материалам книги «Как привести дела в порядок — в школе и не только»

Обложка поста: picjumbo.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи