Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Формула, которая точно пригодится в жизни: готовность = контроль + перспектива
22 июня 2019 4 895 просмотров

Анастасия Шипачёва
Анастасия Шипачёва

«Сделать домашку по математике, ответить на смс, успеть в кино, не забыть про реферат по истории» — лишь приблизительный список мыслей в голове обычного школьника.

Подростки часто испытывают стресс, и напряжение значительно усиливается из-за неумения управлять своим временем. К сожалению, этому не учат в школе. Но есть эффективные методики, которые помогут расставлять приоритеты и успевать больше. Освоить их можно самостоятельно или с помощью родителей.

Дэвид Аллен, эксперт по личной продуктивности и автор книги для подростков «Как привести дела в порядок — в школе и не только», предлагает опираться на формулу готовности. Что это за формула?

Готовность как основа всего

Любые рациональные решения, действия, изменения требуют особого состояния ума. Это состояние можно описать как спокойную уверенность с четко прописанным планом действий. Именно это состояние Дэвид Аллен называет готовностью.


Как привести дела в порядок — в школе и не только

Готовность позволяет не суетиться, держать фокус на главном и в итоге — освобождает много энергии и сил. Человек получает возможность действовать максимально эффективно даже в стрессовых обстоятельствах.

Достичь состояния готовности можно при наличии двух основных компонентов: контроля и перспективы. И то и другое зависит от степени осознанности и понимания работы мозга.

Как работает мозг

На уроках анатомии рассказывают о разных зонах мозга, отвечающих за определенные функции. Обычно единственное, что остается в памяти — это грецкий орех с красными, синими и желтыми пятнами. Не страшно! Сейчас расскажем так, что точно запомните, поймете и легко сможете рассказать детям.

Мозг — довольно сложный и неоднозначный товарищ. Дэвид Аллен и его коллеги Майк Уильямс и Марк Уоллас предлагают использовать свою образную теорию для простоты понимания. Представьте, что в мозгу буквально живет сразу два противоположных персонажа.

Первый — обезьянка Минди. Она отвечает за работу области мозга, которая называется миндалина. Минди очень спонтанная, шустрая, эмоциональная и живет в мире «здесь и сейчас». Она терпеть не может порядок и организованность. К сожалению, именно от ее поведения зависит наш навык контроля. Если человек знает, как заставить обезьянку сотрудничать, он сможет получить контроль.


Обезьянка не думает, обезьянка действует. Иллюстрация из книги

Второй персонаж — мудрая сова Кортни. Она отвечает за работу префронтальной коры. Кортни логичная, осмотрительная, дальновидная и творческая. Сова сидит высоко на дереве и помогает видеть перспективу.

Для того чтобы мозг вошел в состояние готовности, Минди и Кортни должны объединять усилия и быть доброжелательно настроенными друг к другу. Но Минди постоянно болтает и задает вопросы, как трехлетка. Она регулярно саботирует планы Кортни и вообще мало заботится о серьезных вещах.

Кортни анализирует всю информацию, полученную от Минди, и дает мудрые ответы. Когда Минди готова их услышать. Для этого она должна остановиться и успокоиться, а это требует от нее нереальных усилий. В идеале, когда человеку надо сосредоточиться и войти в состояние готовности, сова должна быть главной и сдерживать порывы обезьянки.

Сложность в том, что Минди может отвлечь любая незначительная мелочь. Она убежит проверять новый пост в инстаграм еще до того, как Кортни успеет привести свой первый аргумент.

Хорошая новость: Минди неплохо поддается дрессировке. Давайте разберемся, как ее приручить.

Получаем контроль

Для начала важно понять: невозможно контролировать кого-то или что-то извне. Но можно взять ответственность за свой личный выбор и усмирить внутреннюю обезьянку.

Например, школьник не может выбирать количество заданной на дом работы. Но он может сознательно организовать свое время так, чтобы все успеть и не устать. Старшеклассник не может повлиять на оценку на выпускном экзамене, но может продумать тактику эффективной подготовки.

Для того чтобы обезьянка стала покладистой, предложим ей пять бананов:

1. Сбор всех дел. «Не надо думать, Минди. Просто бегай, собирай, закидывай в корзинку все, что тебе приглянулось».

Что это значит: нужно сделать список всего, что накопилось в голове.

Для чего? Исследования показали, что мозг удерживает и помнит все незавершенные действия. Это называется эффектом Зейгарник. Считается, что в краткосрочной памяти может храниться не более 4 задач. Пока мозг цепляется за десятки незавершенных дел, он перегружен и не способен качественно обрабатывать новые входящие задачи. Облегчаем ему жизнь и выгружаем все в корзину-список.


Выгружаем и сортируем все мысли. Иллюстрация из книги

2. Обработка входящих. «Смотри, Минди! Вот тебе шесть коробок. Сейчас мы отсортируем все, что ты собрала. Весело, да?»

Что это значит? Из общей корзины-списка задачи распределяются в списки-карты. Всего шесть: действия (одношаговое дело), проекты (дела в несколько шагов), чек-листы (для повторяющихся задач), «когда-нибудь/может быть» и мусор.

Для чего? Сортировка позволяет расставить приоритеты и легко ориентироваться в текущих задачах.

3. Организация. «Минди, лови мысль! Молодец, а теперь забрось в коробку „Проекты“».

Что это значит? Любая новая мысль, план, задача, идея, решение записывается в соответствующий список. Это должно стать автоматической привычкой.

Для чего? Выгружаем, выгружаем, сортируем. Повторяем.

4. Обзор проделанной работы. «Эй, Минди, перетащи домашку по математике из „действий“ в „мусор“, я закончил ее еще вчера».

Что это значит? Созданные списки нужно регулярно просматривать и обновлять. Ежедневные и еженедельные обзоры помогают держать правильный курс.

Для чего? Сделанное — в мусор, нужное — в приоритет. Иначе списки превратятся в свалку.

5. Выполнение. «Минди, подай-ка коробку „действий“, пожалуйста, сейчас я ее опустошу».

Что это значит? Сортировка упрощает подход к решению и снижает порог прокрастинации перед началом чего-либо. Но чуда не произойдет, пока задача просто висит в списке. Так что просто выбираем и делаем.

Для чего? На этом шаге можно увидеть прогресс, перейти на следующий уровень или закрыть цикл и освободить от него мозг.

Видим перспективу

Теперь, когда обезьянка довольна и к ней найден подход, пообщаемся с совой Кортни. Она поможет с перспективой.


Сова сидит высоко и видит далеко. Иллюстрация из книги

Перспектива — вторая половина формулы готовности. Она нужна для фокусировки и понимания, куда нужно идти и зачем это делать. Это инструмент для оценки будущего и сверки с ним своих планов. На этом этапе то, «что» мы делаем, встречается с «зачем».

Префронтальная кора в роли мудрой совы проанализирует перспективы с учетом имеющейся информации и покажет предполагаемое будущее. Здесь важно понять, то ли это, что нужно. Если да — продолжать двигаться в выбранном направлении. Если нет — изменить стратегию и скорректировать планы обезьянки.

Для этого Дэвид Аллен предлагает использовать метод «3D-очки». Это метафора для трех разных уровней обзора (3 уровня = 3D). В жизни 3D-очки позволяют видеть объекты с большей глубиной и перспективой. Так же каждый из трех уровней помогает увидеть дополнительную информацию и новые детали.

  1. Ежедневный обзор. На этом уровне нужно задать себе вопрос: «Что мне нужно сделать сегодня?». Для ответа нужно использовать свои списки действий и календарь.
  2. Еженедельный обзор. На этом уровне важно ответить на такие вопросы: «Я свободен от всего лишнего?», «Я актуален?», «Я вдохновляюсь?». Во время этого обзора происходит анализ всех списков, календаря и своего внутреннего состояния.
  3. Обзор уровней внимания. С его помощью можно получить ответы на вопросы: «Куда я направляюсь?» и «Зачем?». На этом этапе нужно поработать с шестью уровнями и зафиксировать все свои мысли и идеи.


Пирамида уровней внимания. Иллюстрация из книги

В результате глубокой проработки приоритетов и установок, появляется перспектива.

Теперь обе половины мозга работают сообща: найден подход к обезьянке и сова может выполнять свои задачи без помех. В этот момент появляется готовность. Четко видна конечная цель или направление движения. Ясны следующие шаги и понятно, с чего начинать. Это идеальное состояние готовности ко всему.

Полностью избавиться от стресса еще никому не удалось. Но его уровень можно значительно снизить с помощью контроля и перспективы. Готовность к чему угодно позволяет расслабиться, потому что появляется уверенность в преодолении любых препятствий.

По материалам книги «Как привести дела в порядок — в школе и не только»

Обложка поста: picjumbo.com

Рубрика
Психология
Похожие статьи