в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Заказы от   доставляем бесплатно.
Развитие ребенка
Прочитать доклад перед классом и ответить на экзамене: готовим ребенка к публичному выступлению
14 мая 857 просмотров
Развитие ребенка
Прочитать доклад перед классом и ответить на экзамене: готовим ребенка к публичному выступлению
14 мая 857 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Детям часто приходится выступать на публике: делать доклады, бывать на конференциях, отвечать на экзаменах. Для многих это стресс — руки дрожат, голос не слушается, мысли путаются. Взрослые могут помочь ребенку преодолеть страх и подготовиться к встрече с аудиторией. Выбрали несколько советов из наших книг и адаптировали их для школьников.

1. Репетировать выступление и разбирать ошибки

Всем хочется говорить красиво и экспромтом. Но так не бывает. Даже опытным спикерам нужна подготовка. Если ребенок готовит презентацию, предложите ему произнести речь перед членами семьи. Или записать ее на видео. После похвалите маленького оратора за удачи и вместе разберите ошибки.

2. Следить за чистотой речи



Встань и скажи

— Делайте гимнастику для артикуляционного аппарата. Вот упражнение для губ: попеременно то растягивайте губы в голливудской улыбке в 32 зуба, то вытягивайте в узенький хоботок; для нижней челюсти: опустите челюсть так низко, как только возможно, как будто вас что-то очень сильно удивило. Найдите другие упражнения и практикуйте их.

— В технике речи есть несколько правил. Например: речь становится красивой и полнозвучной, когда при произнесении звука «а» мы открываем рот не меньше чем на ширину двух пальцев, «о» и «у» — одного (большого) пальца. Или: говорить надо только на выдохе (во время пауз набирать воздух через нос).

— Произносите скороговорки. Это и полезно, и весело! Попробуйте такую: «Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: „Пугать ты галок, поп, пугай. Но галок, поп, ты знай, пугая, не смей пугать ты попугая“».

— Следите за тем, чтобы ребенок ставил ударение в словах правильно. А еще расширял словарный запас.


Книга — отличный помощник. — Источник

— Расскажите, как работать с микрофоном: держать его нужно на десять сантиметров ниже рта, на одном расстоянии — и ни в коем случае не размахивать им, как флагом.

3. Заинтересовать публику

Кого любит слушатель? Человека, который рассказывает удивительные вещи. Нужно продумать выступление, выбрать интересные истории, факты, цифры, детали. Удачно их преподнести помогут зачины: «А знаете ли вы, что…», «Однажды…», «Расскажу вам одну историю…»


Подай идею

Распространенная ошибка — сказать что-то интересное, но не пояснить свою мысль. К концу выступления все важное должно быть высказано.

4. Освоить искусство комплимента

Подскажите ребенку, что комплименты — один из лучших способов начать и поддержать общение. Можно похвалить одноклассников за поддержку, участников конференции — за нестандартные вопросы, учителя — за важное уточнение. Комплимент должен быть продуманным, адресованным именно тому человеку, который находится перед вами.

5. Использовать метафоры

Эксперт по публичным выступлениям Нина Зверева на одном из своих тренингов попросила ребят подобрать метафору и через нее описать характер близкого человека. Одна девочка сказала: «Моя мама — это река… она полноводная, чистая, красивая. Все реки обычно холодные, но эта река — теплая в холод и прохладная в жару. Река течет небыстро, но иногда вдруг переходит в настоящие пороги и образуются водопады, и лучше спокойно пройти по бережку и дождаться, пока эта волшебная река не станет вновь широкой и спокойной…»

Девочка ничего не сказала про саму маму, но мы ее увидели. В этом и есть магия метафор. Она может пригодиться, когда выступаешь на конкурсе или конференции. Соль метафоры — в деталях, которые помогают «нарисовать» для публики предмет рассказа.

6. Подготовиться к сложным вопросам

Сложный или неожиданный вопрос сбивает с толку. Первое, что нужно сделать в таком случае, — сказать: «Спасибо, это хороший вопрос!» Дальше есть два пути.


Вопросов может быть много. — Источник

— Если ребенок находится на середине выступления (на экзамене, конференции, презентации) и знает, что сможет ответить, сказать: «Надо подумать. Я отвечу на ваш вопрос позднее».

— Если школьник не знает ответ, нужно признаться в этом. Люди уважают честность, а попытка увести разговор в сторону или ответить не по теме вряд ли понравится учителю (или другим слушателям). Лучше всего сказать: «Если честно, прямо сейчас я не могу ответить на ваш вопрос». И попытаться найти ответ после встречи.

7. Следить за временем и не опаздывать

Хороший оратор (и взрослый, и юный) точно соблюдает отведенное ему время. Для этого ребенок может использовать таймер в мобильном или открыто следить за часами, предупредив, что не хочет нарушать хронометраж. Это по-взрослому.


Как подружиться с головой


Привычку следить за временем стоит сформировать в детстве. — Источник

А вот опаздывать — плохо. Нужно всегда приходить вовремя и даже немного заранее, чтобы осталось время на подготовку.

8. Не забывать о языке тела

Если коротко, нужно стоять прямо, не напрягать плечи, смотреть на аудиторию (поддерживать визуальный контакт), улыбаться. Прямая осанка и расставленные ноги и руки, особенно в сочетании с очевидной расслабленностью, сигнализируют об уверенности в себе.

9. Мысль потерялась? Это не страшно

Такое случается с каждым: в середине выступления в голове возникает пустота. Мысль теряется. Если это произошло, не нужно заполнять тишину чем попало. Вот рецепт: сделать глубокий вдох и сказать: «Извините, я потерял мысль. Давайте вернемся на шаг назад». Порепетируйте: пусть ребенок возьмет паузу, повторит то, на чем споткнулся, а потом продолжит выступление.

10. Если все заскучали, не обижаться

Объясните ребенку, что люди могут потерять интерес к выступлению по многим причинам. Может, они устали. Или отвлеклись на соседей.


Предупредите, что публика не всегда внимательна. — Источник

Лучше всего — не обижаться и не умолкать, а сделать остальных активными участниками. Задать тому, кто перестал слушать, вопрос по теме. Если школьник приготовил презентацию о программировании, спросить: «А какими языками программирования пользуетесь вы?» Или «Что вы думаете о моей идее?» Лучше задавать открытые вопросы (те, на которые нельзя ответить только «да» или «нет»).

11. Помнить о благодарности

Благодарность радует и вызывает улыбку. Это простой способ расположить к себе людей, улучшить отношения и завершить выступление.

12. Признать свой страх

Многие боятся выступать на публике. Поговорите об этом с ребенком. Объясните, что первый шаг к тому, чтобы справиться со своим страхом — признать его. Второй — найти альтернативу. Часто мы боимся какого-то из возможных сценариев, который, скорее всего, не реализуется. Подумайте о позитивных исходах и поверьте, что они более вероятны, чем провал. Третий — представить худший возможный вариант и найти решение, которое смягчит его или не позволит ему реализоваться. Четвертый — понять, что страх мешает чувствовать себя счастливым и развиваться. Пятый — стараться не переживать о том, что подумают окружающие. Наш образ в глазах других страдает больше, когда мы прячем свои переживания, чем когда совершаем ошибки, побеждая страх.

Скажите ребенку, что выступать на публике — большое испытание и для его сверстников, и для взрослых. Но подготовка, опыт и хорошее настроение обязательно помогут достичь успеха. Начните прямо сейчас.

По материалам книг «Встань и скажи», «Подай идею», «Как подружиться с головой»

Обложка поста — www.rawpixel.com

Похожие статьи