Правильное отношение к важным вещам нужно закладывать с детства. Если ребенок понимает, как распределять время на задачи, когда отдыхать, как доводить начатое до конца, то во взрослой жизни ему будет проще реализовать свой потенциал и добиться желаемого. Ниже — советы, которые помогут подростку постичь азы тайм-менеджмента.
Планировать заранее
Один из главных навыков в учебе —планирование. Если ребенок не владеет им, то будет плохо справляться с заданиями, не сможет укладываться в сроки и утратит уверенность в себе. Ученик, который понимает, когда нужно приступить к работе, более ответственен и быстрее добьется успеха.
Как научить ребенка учиться
Приучите ребенка вести списки в блокноте или приложении. Это процесс можно организовать, например, так: в один файл записываете все задачи и планы, в том числе «домашку», подготовку к экзаменам, поездки, семейные походы и так далее. Затем в блокноте эти задачи разбиваются по дням. Такой метод позволяет не держать важное в голове и при этом иметь представление, к какому сроку и что нужно сделать.
Буферные зоны
При ежедневном планировании обязательно оставляйте значительный запас между задачами, никогда не планируйте их впритык, даже если кажется, что ребенок успеет прийти со школы, пообедать и приступить к урокам в течение часа. Жизнь всегда вносит коррективы, время уходит на различные бытовые мелочи, дорогу, сборы и так далее. Мы всегда чрезмерно оптимистичны, когда рассчитываем время, а любая задержка приводит к смещению всего расписания.
Если расписание постоянно придется корректировать по ходу дня, то ребенок быстро разочаруется. Зачем оно нужно, если метод не работает? Оставляйте время про запас, чтобы не сбиваться с графика.
Порядок
Сколько времени можно потратить зря, перебирая кипы бумаг в поисках нужной! Чтобы этого избежать, необходимо привести всё в систему и постепенно ее совершенствовать. Помогите подростку организовать пространство на столе, в учебниках и в ноутбуке. Складывайте конспекты и заметки в папки (используя разделители для выделения конкретных тем). Маркируйте темы цветом, используя, например, разноцветные разделители или наклейки. А также держите рабочий стол в порядке, чтобы хаос не отвлекал от учебы.
Начинать с самой сложной задачи
Психология человека такова, что он лучше возьмется за легкую задачу, а тяжелую оставит на потом. Кажется, что такой подход помогает «раскачаться», но получается, что к самой важной задаче (как правило, это и есть самая сложная) ребенок приступает уставшим. Неразумно тратить силы на ерунду, а к важному относиться по остаточному принципу. Как приступить к делу с энтузиазмом, читайте ниже.
Разбивать большие задачи на маленькие
Можно не просто на маленькие, а на крошечные. Вот как мог бы выглядеть список задач для подготовки к экзамену: открыть учебник → прочитать главу → ответить на вопросы → решить примеры из тетради.
Разбивка задания на более мелкие части упрощает соблюдение сроков. Из книги «Как научить ребенка учиться»
Если ребенок прочитает строчку «подготовиться к экзамену», то перед его глазами пронесется куча учебников, конспектов, примеров. Конечно, энтузиазма у него поубавится. А вот «открыть учебник» — это простое действие, к которому легко приступить.
Напоминалки
Школьникам следует установить в телефоне или на компьютере напоминания о ключевых датах и сроках. Выбирайте вариант, который удобен не вам, а подростку. Одному подойдет распечатка расписания для планирования занятий, а другому — мобильник с напоминанием о важных датах и времени.
Обратный отсчет
Школьникам нужно научиться планировать работу с конца, от срока сдачи. Основываясь на опыте выполнения предыдущих заданий, они в состоянии прикинуть время, необходимое для каждого этапа. Понятно, что эти расчеты приблизительны, но всё же это лучше, чем полагаться на авось. Нужно записать все этапы работы в обратном порядке и для каждого указать примерные сроки выполнения.
Обратный отсчет в планировании
Нужно предусмотреть запас времени между завершением задания и сроком сдачи на случай непредвиденных обстоятельств, например болезни (буферные зоны нужны не только в ежедневном планировании).
Повторение
Полезная привычка — каждую неделю и каждый месяц повторять пройденный материал. Ученики, которые не жалеют на это времени в течение года, оказываются в выигрыше. Им требуется меньше времени на подготовку к экзаменам.
Выделить время на повторение сложно. Всегда есть более срочные задачи, поэтому нужно заранее планировать время для этого. Например, в субботу выделить часа два на повторение пройденного материала. Бывает, что достаточно пробежаться глазами по темам. Иногда приходит понимание, что какая-то тема буквально вылетела из головы, и ее нужно просмотреть более подробно.
Нет отвлекающим факторам
Приучите ребенка следовать правилу: во время работы он не должен отвлекаться. Ученику необходимо сосредоточиться на предмете. Помехи мешают мозгу обрабатывать информацию — в результате ее сложнее усвоить и труднее потом вспомнить. Чтобы не отвлекаться во время занятий, нужно как минимум отключить электронные устройства и сосредоточиться на поставленной цели.
Сохранять внимание на протяжении нескольких часов очень сложно, поэтому необходимы перерывы, во время которых подросток сможет ответить на сообщение или позвонить.
Вечерний обзор
Учите детей анализировать прошедший день. Каждый вечер можно посвятить 5–7 минут тому, чтобы оценить прошедший день, посмотреть календарь на следующий, актуализировать его, сделать то же самое со списком задач и настроиться на завтрашние дела. В конце выходных можно посвятить этому 10–15 минут.
Это очень простая практика, которая делает человека намного продуктивнее и снижает долю хаоса в жизни. А чем меньше хаоса, тем меньше энергии тратится вхолостую.
По материалам книг «Как научить ребенка учиться», «Заряжен на 100%», «Просто космос»
Обложка поста: unsplash.com